Магистратура
2025/2026





Фандрайзинг в некоммерческом секторе
Статус:
Курс по выбору (Коммуникации в государственных структурах и НКО)
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Саркисян Агнеса Грантовна
Язык:
русский
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина направлена на формирование практических компетенций в области привлечения ресурсов для некоммерческих организаций. Курс охватывает современные каналы и инструменты фандрайзинга, особенности работы с грантодателями, частными донорами, корпоративными партнерами и крупными благотворителями. Рассматриваются методы организации массовых и специализированных кампаний, использование спортивных и культурных мероприятий, ИТ-решений, а также принципы долгосрочного взаимодействия с донорами. Особое внимание уделяется анализу актуальных кейсов, разработке проектных предложений и выстраиванию коммуникации с различными группами стейкхолдеров. По итогам обучения студенты разрабатывают и представляют собственную фандрайзинговую кампанию, учитывающую цели, целевую аудиторию, каналы продвижения и оценку эффективности.
Цель освоения дисциплины
- Цель дисциплины – сформировать у студентов комплекс практических и аналитических компетенций, необходимых для самостоятельного проектирования, организации и реализации фандрайзинговых кампаний в некоммерческом секторе, с учетом специфики целевых аудиторий, каналов привлечения ресурсов и современных тенденций развития благотворительности.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует существующие каналы привлечения ресурсов и классифицирует их в зависимости от целей и особенностей НКО;
- Оценивает эффективность фандрайзинговых инструментов на основе анализа кейсов и статистических данных;
- Разрабатывает план фандрайзинговой кампании с указанием целевой аудитории, каналов коммуникации, бюджета и показателей эффективности;
- Формулирует и аргументирует ценностное предложение для частных и корпоративных доноров;
- Применяет методы поиска грантов и составляет структуру грантовой заявки, включая бюджет и календарный план;
- Проектирует мероприятия для массового и специализированного фандрайзинга, в том числе спортивные и культурные события;
- Использует ИТ-инструменты и цифровые платформы для организации и продвижения фандрайзинговых инициатив;
- Планирует работу команды и распределяет задачи в рамках подготовки и реализации кампании;
- Оценивает результаты кампании и предлагает улучшения на основе полученных данных;
- Презентует фандрайзинговый проект с учетом требований целевых стейкхолдеров.
Содержание учебной дисциплины
- 1. Введение в фандрайзинг и благотворительный сектор
- 2. Стратегическое планирование фандрайзинга
- 3. Исследование и сегментация доноров
- 4. Коммуникации и сторителлинг в фандрайзинге
- 5. Краудфандинг и цифровые платформы
- 6. Корпоративные партнерства и спонсорство
- 7. Инновационные подходы: события, челленджи, коллаборации
- 8. Оценка эффективности и долгосрочные отношения с донорами
Элементы контроля
- Итоговый тестИтоговый тест является итоговой формой контроля (экзаменом) и проводится по всем материалам курса – лекциям, семинарам, изученным текстам. Тест состоит из открытых и закрытых вопросов. Длительность итогового теста – 80 минут. Итоговый тест проводится на последнем занятии (в период за 10 дней до сессии).
- Активность на семинарахАктивность предполагает участие студента в дискуссиях на занятиях, выполнение аудиторных индивидуальных работ, решение кейсов, питчинг своих проектов.
- Домашнее заданиеСамостоятельная организация и проведение индивидуальной фандрайзинговой кампании в пользу выбранного студентом благотворительного проекта для получения практического представления о фандразинге. Домашнее задание выполняется индивидуально. Рекомендации по оформлению текста: Times New Roman, 14 кегль. Межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание по ширине. Сноски печатаются шрифтом Times New Roman – 10 кегль; выравнивание по ширине.
- Групповое заданиеГрупповое задание предполагает решение заданного фандрайзингового кейса в группах 4-5 человек и последующей защитой на семинаре. Защита проходит с демонстрацией презентации решения от группы.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.29 * Активность на семинарах + 0.21 * Групповое задание + 0.21 * Домашнее задание + 0.29 * Итоговый тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Кен Уилбер - Никогда не ешьте в одиночку - 978-5-00195-029-5 - МИФ - 2009 - https://hse.miflib.ru/#/book/2589 - 2589
Рекомендуемая дополнительная литература
- Петерсил, Г. Новый код нетворкинга: Справочное пособие / Петерсил Г. - М.:Интеллектуальная Литература, 2018. - 160 с.: ISBN 978-5-9500962-0-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1002808