• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Фандрайзинг в некоммерческом секторе

Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование практических компетенций в области привлечения ресурсов для некоммерческих организаций. Курс охватывает современные каналы и инструменты фандрайзинга, особенности работы с грантодателями, частными донорами, корпоративными партнерами и крупными благотворителями. Рассматриваются методы организации массовых и специализированных кампаний, использование спортивных и культурных мероприятий, ИТ-решений, а также принципы долгосрочного взаимодействия с донорами. Особое внимание уделяется анализу актуальных кейсов, разработке проектных предложений и выстраиванию коммуникации с различными группами стейкхолдеров. По итогам обучения студенты разрабатывают и представляют собственную фандрайзинговую кампанию, учитывающую цели, целевую аудиторию, каналы продвижения и оценку эффективности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины – сформировать у студентов комплекс практических и аналитических компетенций, необходимых для самостоятельного проектирования, организации и реализации фандрайзинговых кампаний в некоммерческом секторе, с учетом специфики целевых аудиторий, каналов привлечения ресурсов и современных тенденций развития благотворительности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует существующие каналы привлечения ресурсов и классифицирует их в зависимости от целей и особенностей НКО;
  • Оценивает эффективность фандрайзинговых инструментов на основе анализа кейсов и статистических данных;
  • Разрабатывает план фандрайзинговой кампании с указанием целевой аудитории, каналов коммуникации, бюджета и показателей эффективности;
  • Формулирует и аргументирует ценностное предложение для частных и корпоративных доноров;
  • Применяет методы поиска грантов и составляет структуру грантовой заявки, включая бюджет и календарный план;
  • Проектирует мероприятия для массового и специализированного фандрайзинга, в том числе спортивные и культурные события;
  • Использует ИТ-инструменты и цифровые платформы для организации и продвижения фандрайзинговых инициатив;
  • Планирует работу команды и распределяет задачи в рамках подготовки и реализации кампании;
  • Оценивает результаты кампании и предлагает улучшения на основе полученных данных;
  • Презентует фандрайзинговый проект с учетом требований целевых стейкхолдеров.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Введение в фандрайзинг и благотворительный сектор
  • 2. Стратегическое планирование фандрайзинга
  • 3. Исследование и сегментация доноров
  • 4. Коммуникации и сторителлинг в фандрайзинге
  • 5. Краудфандинг и цифровые платформы
  • 6. Корпоративные партнерства и спонсорство
  • 7. Инновационные подходы: события, челленджи, коллаборации
  • 8. Оценка эффективности и долгосрочные отношения с донорами
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговый тест
    Итоговый тест является итоговой формой контроля (экзаменом) и проводится по всем материалам курса – лекциям, семинарам, изученным текстам. Тест состоит из открытых и закрытых вопросов. Длительность итогового теста – 80 минут. Итоговый тест проводится на последнем занятии (в период за 10 дней до сессии).
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Активность предполагает участие студента в дискуссиях на занятиях, выполнение аудиторных индивидуальных работ, решение кейсов, питчинг своих проектов.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Самостоятельная организация и проведение индивидуальной фандрайзинговой кампании в пользу выбранного студентом благотворительного проекта для получения практического представления о фандразинге. Домашнее задание выполняется индивидуально. Рекомендации по оформлению текста: Times New Roman, 14 кегль. Межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание по ширине. Сноски печатаются шрифтом Times New Roman – 10 кегль; выравнивание по ширине.
  • неблокирующий Групповое задание
    Групповое задание предполагает решение заданного фандрайзингового кейса в группах 4-5 человек и последующей защитой на семинаре. Защита проходит с демонстрацией презентации решения от группы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.29 * Активность на семинарах + 0.21 * Групповое задание + 0.21 * Домашнее задание + 0.29 * Итоговый тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кен Уилбер - Никогда не ешьте в одиночку - 978-5-00195-029-5 - МИФ - 2009 - https://hse.miflib.ru/#/book/2589 - 2589

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Петерсил, Г. Новый код нетворкинга: Справочное пособие / Петерсил Г. - М.:Интеллектуальная Литература, 2018. - 160 с.: ISBN 978-5-9500962-0-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1002808

Авторы

  • Лютикова Алина Павловна
  • Коваленко Надежда Николаевна