Магистратура
2025/2026





Продвижение культурного пространства России
Статус:
Курс по выбору (Китайский язык в межкультурной бизнес-коммуникации)
Кто читает:
Школа иностранных языков
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Дубинина Мария Николаевна
Язык:
русский
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Продвижение культурного пространства России на китайском языке» относится к блоку дисциплин по выбору, является вариативной для двух траекторий и обеспечивает возможность углубленно изучать тематику межкультурной коммуникации в преломлении российско-китайского взаимодействия, практиковаться в создании и продвижении культурных проектов на китайском языке, что откроет дополнительные профессиональные возможности. В условиях глобализации и углубления двустороннего российско-китайского сотрудничества знание китайского языка для продвижения российской культуры становится важным фактором для продвижения образа России в мире. Дисциплина «Продвижение культурного пространства России на китайском языке» помогает студентам развивать навыки межкультурной коммуникации, адаптируя культурные элементы и идеи для китайского контекста. Цель дисциплины заключается в формировании у студентов навыков и знаний, необходимых для эффективного продвижения устных и письменных текстов российской культуры на китайском языке. Курс дисциплины включает практические аспекты изучения и создания культурных материалов и проектов, а также предполагает развитие способности адаптировать культурные элементы для китайской аудитории. Студенты получат опыт работы с различными формами культурной продукции (экскурсии, написание блога, презентация города N), что позволит им успешно участвовать в культурных обменах между Россией и Китаем. Для успешного освоения дисциплины необходимо знание основ китайского языка на уровне не ниже HSK四级, а также владение базовыми знания о российской культуре, истории, традициях, искусстве и особенностях быта. Студенты должны обладать умением анализировать и интерпретировать культурные тексты, что позволит им глубже понять предмет изучения. Курс дисциплины имеет практико-ориентированный характер, построен с учетом междисциплинарных связей, направлен на формирование компетенций во взаимосвязи с такими дисциплинами как «Практический курс китайского языка», «Глобальные культурные контексты: Восток и Запад», «Социокультурные основы бизнес-коммуникации в Китае», «Основы перевода как средства межкультурного общения (в парах китайский-русский / русский-китайский)», семинаром наставника «Стратегии профессионального и академического общения в поликультурной среде».
Цель освоения дисциплины
- Цель дисциплины заключается в формировании у студентов навыков и знаний, необходимых для эффективного продвижения устных и письменных текстов российской культуры на китайском языке. Курс дисциплины включает практические аспекты изучения и создания культурных материалов и проектов, а также предполагает развитие способности адаптировать культурные элементы для китайской аудитории.
Планируемые результаты обучения
- Способен анализировать успешные примеры культурных инициатив России в Китае, выявляя ключевые факторы их успеха и определяя области, требующие доработки.
- Способен разрабатывать собственные проекты по продвижению российских культурных ценностей, адаптируя их под интересы китайской аудитории.
- Способен оценивать эффективность различных стратегий продвижения культурного контента и формулировать рекомендации по улучшению восприятия российской культуры в Китае.
Содержание учебной дисциплины
- Стереотипы и культурные репрезентации
- Россия в китайском культурно-языковом пространстве
- Медиа и локализация культурного контента
Элементы контроля
- Аудиторная работаАудиторная работа – контрольный элемент оценивает работу студента, которая включает, но не ограничивается следующими составными частями: участие в занятиях, участие в обсуждениях и групповой работе, ответы на вопросы преподавателя, подготовленность к занятиям, выполнение домашних заданий, самостоятельная работа, активность, вовлеченность и инициативность. Данный элемент контроля оценивает использование студентом иностранного языка для решения различных коммуникативных задач в процессе непосредственного взаимодействия преподавателя и обучающихся в аудитории, в том числе с опорой на подготовленное домашнее задание.
- Текущий контрольТекущий контроль: Данный элемент контроля проверяет текущий уровень сформированности навыков и может включать оценивание онлайн-квизов на знание терминов, понятий, историко-культурных фактов; анализ примеров успешной локализации, адаптации текста (рекламного, музейного или литературного) под китайскую аудиторию; создание мультимедийный буклета, лендинга, инфографики, серии сторис, афишы культурного события, адаптированного текста для китайского сайта и другое. Задания могут быть размещены в Smart LMS. Итоговая оценка составляет среднее арифметическое всех элементов текущего контроля. Итоговая оценка не округляется.
- Итоговый проектИтоговый проект заключается в создании контент-продукта, адаптированного под китайскую аудиторию. Язык продукта китайский с пояснением на русском, в зависимости от цели подачи.
- Устный экзаменУстный экзамен проводится в форме сторителлинга, медиапродукта с устной защитой. Студенты создают историю/ сюжет, раскрывающий культурный образ России (традиции, быт, история, современные реалии), адаптированный под китайскую аудиторию. Язык защиты: китайский с пояснением на русском, в зависимости от цели подачи.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 4th module0.25 * Аудиторная работа + 0.2 * Итоговый проект + 0.25 * Текущий контроль + 0.3 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Внутренний туризм и туристские ресурсы России [Электронный ресурс] : учебное пособие / Рос. гос. гуманитарн. ун-т. — 2-е изд., испр. и доп. (эл.). - 978-5-7281-2488-7 - Истомина Э. Г., Гришулькина М. Г. - 2019 - Москва: Российский государственный гуманитарный университет - https://ibooks.ru/bookshelf/366221 - 366221 - iBOOKS
- Туризм в России : руководство по управлению, , 2015
Рекомендуемая дополнительная литература
- Севастьянов, Д. В. Страноведение и международный туризм : учебник для вузов / Д. В. Севастьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 317 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08873-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564802 (дата обращения: 03.04.2025).
- Чудновский, А. Д., Внутренний туризм в России:состояние и перспективы развития : учебное пособие / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. — Москва : Русайнс, 2024. — 178 с. — ISBN 978-5-466-04105-7. — URL: https://book.ru/book/951107 (дата обращения: 03.04.2025). — Текст : электронный.