Магистратура
2025/2026





Международный лоббизм
Статус:
Курс обязательный (Коммуникации в государственных структурах и НКО)
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Михневич Сергей Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина формирует у студентов представление о том, как устроен и функционирует процесс продвижения частных интересов на международной арене с применением инструментария органов государственной власти и многосторонних форматов. Курс сосредоточен на развитии навыков и компетенций, необходимых при разработке и реализации международной лоббистской стратегии и выстраивании эффективного взаимодействия с государственными органами и международными институтами.
 
принятия решений на наднациональном уровне. Курс сосредоточен на рассмотрении механизмов принятия решений в различных наднациональных структурах, специфики продвижения инициатив, а также выявлении интересов акторов международного лоббизма.
Цель освоения дисциплины
- Цель освоения дисциплины – формирование целостного представления об особенностях деятельности по продвижению интересов на национальной и международной арене посредством инструментария международного лоббизма и отношений с органами государственной власти (GR). В рамках курса на примере конкретных кейсов и организаций рассматриваются основные теоретические подходы к лоббистской деятельности, выявляются базовые элементы лоббистской деятельности, включая механизмы и инструменты, анализируются особенности объектного и субъектного статуса лоббизма, выделяются основные составные части лоббистской стратегии и организации деятельности бизнеса, анализируется регулирование лоббизма в иностранных юрисдикциях и выявляются возможности для продвижения интересов в ведущих институтах глобального и регионального управления, а также посредством международных двусторонних форматов.
Планируемые результаты обучения
- знает особенности, цели, формы, методы лоббизма и отношений с органами государственной власти (GR), которые могут использоваться для продвижения интересов на международной арене;
- анализирует и операционализирует нормативно-правовое регулирование лоббистской деятельности и GR в ведущих иностранных государствах и международных институтах;
- обладает навыками организации мероприятий и подготовки позиционных документов, способствующих продвижению интересов на международной арене, в том числе способен транспонировать цели и задачи лоббистской деятельности в формулировки правовых актов регулирования и управления;
- применяет навыки разработки проекта международной лоббистской стратегии с использованием инструментария многосторонних и двусторонних институтов международного сотрудничества;
- представляет собственные практические проекты в ходе публичной защиты, результаты которых могут в дальнейшем быть использованы в профессиональной деятельности.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в предмет.
- Тема 2. Субъектный и объектный статус лоббизма
- Тема 3. Стратегия лоббистской деятельности
- Тема 4. Практическое измерение лоббирования: Событийный менеджмент как элемент стратегических коммуникаций и адвокатирования, и основы подготовки документов
- Тема 5. Организация лоббистской деятельности в бизнесе
- Тема 6. Регулирование лоббизма и отношений с органами власти за рубежом: двусторонние институты международного сотрудничества
- Тема 7. Регулирование лоббизма и отношений с органами власти за рубежом: многосторонние институты международного сотрудничества
- Тема 8. Лоббирование с использованием государственных институтов
Элементы контроля
- АктивностьОценка за работу на занятиях складывается из участия в дискуссиях, выполнения индивидуальных и групповых работ на занятиях, подготовки докладов.
- Оценка за проектную работуОценка за самостоятельно проводимую проектную работу включает в себя также выполнение текущих заданий в рамках аудиторных и семинарских занятий (подготовка сообщений, презентаций и проектов документов), а также разработку отдельных элементов группового проекта. Основной элемент проектной работы по курсу – разработка проекта международной лоббистской стратегии по выбранному кейсу (структура стратегии приведена в описании Темы 3). Проектная работа выполняется в группах по три-четыре человека. Кейсы предлагаются или одобряются (в случае подготовки темы кейсов студентами) преподавателем не менее, чем за три недели до даты презентации. В рамках проектной работы проектные группы, состоящие из студентов, представляют в ходе семинарских занятий отдельные элементы стратегии. Помимо работы по проекту студенты выполняют отдельные домашние задания в форме презентаций и документов (аналитические записки, справки, проекты программы мероприятий и т.д.). Их результаты также могут быть использованы для повышения итоговой оценки по курсу в случае недостаточно высоких оценок по критерию активности.
- Защита итогового группового проектаДля оценки результатов освоения дисциплины предусмотрена итоговая групповая защита проекта международной лоббистской стратегии по ранее выбранным кейсам. Групповая защита проходит в предусмотренный экзаменационный день сессии в форме презентации проекта.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.3 * Активность + 0.5 * Защита итогового группового проекта + 0.2 * Оценка за проектную работу
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 20077 - GR: Полное руководство по разработке государственно-управленческих решений, теории и практике лоббирования - П.Толстых - Альпина ПРО - 9785961438000 - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/20077 - Alpina
- Взаимодействие бизнеса и власти в современной России. Международное деловое сотрудничество и инте..., , 2021
Рекомендуемая дополнительная литература
- Pat Libby and Associates. (2011). The Lobbying Strategy Handbook : 10 Steps to Advancing Any Cause Effectively. Thousand Oaks: SAGE Publications, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1236041