Магистратура
2025/2026





Социокультурные основы бизнес-коммуникации в Китае
Статус:
Курс обязательный (Китайский язык в межкультурной бизнес-коммуникации)
Кто читает:
Департамент зарубежного регионоведения
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Социокультурные основы профессиональной коммуникации в Китае» относится к вариативному профессиональному блоку дисциплин, является обязательной для траектории «Российско-китайская коммуникация в академическом, социокультурном и бизнес-контекстах» и обеспечивает формирование знаний, развитие навыков, умений и отношений необходимых для глубокого понимания, интерпретации и учета в процессе межкультурной коммуникации эксплицитных и имплицитных маркеров коммуникативного поведения в Китае. Специфика дисциплины заключается в исследовании теоретических основ социокультурного анализа особенностей ведения профессиональной коммуникации в Китаей с опорой на модели высоко- и низкоконтекстуальных, монохронных и полихронных культур Э. Холла, моноактивных, полиактивных и реактивных культур Р. Льюиса, культурных измерений Г. Хофстеде, критериев измерения деловых культур Ф. Тромпенаарса и Ч. Хэмпден-Тернера. Целью дисциплины является формирование у обучающихся готовности и способности осуществлять успешную профессиональную коммуникацию с представителями китайской цивилизации, принимая во внимание особенности их социокультурного профиля. Для успешного освоения дисциплины «Социокультурные основы профессиональной коммуникации в Китае» студентам необходимо владение базовыми знаниями об истории и культуре Китая. Дисциплина имеет практико-ориентированный характер и построена с учетом междисциплинарных связей, направлена на формирование компетенций во взаимосвязи с такими дисциплинами как «Китайский язык: от анализа языка к практике профессионального использования», «Дихотомия Восток-Запад».
Цель освоения дисциплины
- Формирование системного понимания ключевых социокультурных особенностей Китая (ценности, традиции, деловой этикет, коммуникативные нормы) и их влияния на бизнес-процессы
- Развитие практических навыков межкультурного взаимодействия, включая ведение переговоров, презентаций и нетворкинга с китайскими партнёрами, с учётом местных традиций и современных реалий
- Освоение методов анализа кейсов и реальных ситуаций в бизнес-коммуникации для минимизации культурных барьеров и повышения эффективности сотрудничества
Планируемые результаты обучения
- Анализирует ключевые элементы китайской бизнес-культуры, включая влияние конфуцианских ценностей, значение гуаньси (связей) и особенности делового этикета, а также оценивать их роль в современных бизнес-процессах
- Может сравнивать западные и китайские модели ведения бизнеса, выделяя принципиальные различия в подходах к переговорам, принятию решений и построению долгосрочных партнёрских отношений
- Анализирует технологический ландшафт Китая и роль экосистем BATX (Baidu, Alibaba, Tencent, Xiaomi) в трансформации бизнес-коммуникаций, глубоко понимает механизмы работы "супер-приложений" (WeChat, Alipay) и их влияния на деловые процессы
- Оценивает эффективность цифровых бизнес-стратегий на основе реальных кейсов, а также понимать феномен цифровизации традиционных бизнес-моделей для разработки собственных коммуникационных решений
- Анализирует экономико-географические особенности Восточного Китая как центра глобальных цепочек поставок, включая оценку потенциала промышленных кластеров, экспортных хабов и инновационных экосистем региона для интеграции в международные бизнес-процессы
- Умеет разрабатывать региональные стратегии выхода на китайский рынок, сопоставлять специфику различных регионов с параметрами конкретного бизнеса для оптимального выбора локации
- Анализирует стратегии технологического суверенитета Китая, включая механизмы импортозамещения, и их влияние на трансформацию глобальных цепочек поставок высоких технологий
- Оценивает эффективность выхода китайского бизнеса на рынки Глобального Юга, выявляя ключевые факторы успеха, риски и специфику локализации бизнес-моделей в развивающихся экономиках
Содержание учебной дисциплины
- Введение в китайскую бизнес-культуру. Особенности китайского делового мира: традиции и современность
- Цифровая трансформация бизнес-коммуникаций
- Региональная экономика
- Китайский бизнес в условиях санкций
Элементы контроля
- Аудиторная работаАудиторная работа – контрольный элемент оценивает работу студента, которая включает, но не ограничивается следующими составными частями: участие в занятиях, участие в обсуждениях и групповой работе, ответы на вопросы преподавателя, подготовленность к занятиям, выполнение домашних заданий, самостоятельная работа, активность, вовлеченность и инициативность. Данный элемент контроля оценивает использование студентом иностранного языка для решения различных коммуникативных задач в процессе непосредственного взаимодействия преподавателя и обучающихся в аудитории, в том числе с опорой на подготовленное домашнее задание.
- Мини-презентацииТекущий контроль включает в себя подготовку доклада по теме, определенной преподавателем. Научный доклад представляет собой устное сообщение в виде презентации. Данный элемент контроля проверяет текущий уро¬вень сформированности знаний, навыков и умений студента по материалам дисциплины. Подготовка мини-презентаций может осуществляться как во время проведения семинарского занятия, что будет предусмотрено планом семинара, или в качестве домашнего задания.
- Подготовка индивидуального эссеНаписание эссе представляет собой письменную работу, направленную на проверку умения студентов анализировать проблему, аргументировать свою позицию и структурировать мысли. В рамках задания предлагается тема, связанная с ключевыми аспектами изучаемого курса. Студенты должны самостоятельно подобрать источники, сформулировать тезисы и оформить работу в соответствии с академическими требованиями
- Защита индивидуального эссеЗащита эссе – этап учебной работы, на котором студенты представляют и аргументированно отстаивают свою исследовательскую позицию перед аудиторией. Данный формат направлен на развитие навыков критического мышления, академического письма и публичной презентации, а также на углубленное освоение изучаемой темы через анализ, интерпретацию и дискуссию.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Аудиторная работа + 0.2 * Защита индивидуального эссе + 0.15 * Мини-презентации + 0.15 * Мини-презентации + 0.15 * Подготовка индивидуального эссе + 0.15 * Подготовка индивидуального эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 22261 - Alpina - Сделай это в Китае! Руководство по производству вашего товара в КНР: от идеи до партии на складе - О.Новикова - Альпина Паблишер - 9785961470505 - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/22261
- Возвышающийся Китай и будущее России (Работы о Китае и российско-китайских отношениях) : сборник научных трудов. — Москва : Международные отношения, 2018. — 792 с. — ISBN 978-5-7133-1532-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/142901 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Казанин, М.В.. Деловая культура Китая и практика ведения международных переговоров : Учебное пособие / М.В. Казанин — Москва : КноРус, 2025. — 231 с. — ISBN 978-5-406-14557-9. — URL: https://book.ru/book/958111 (дата обращения: 03.04.2025). — Текст : электронный.
- Россия и Китай в глобальном мире. Актуальные вопросы межкультурного сотрудничества : монография / под ред. А. Н. Чумакова, Ли Хэй. - 2-е изд. - Москва : Дашков и К, 2023. - 298 с. - ISBN 978-5-394-05228-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1927301
Рекомендуемая дополнительная литература
- Батанов, К. Ни хао! Как вести дела с китайскими партнерами / Константин Батанов. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 304 с. - ISBN 978-5-9614-2503-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1221810