• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Глобальные культурные контексты: Восток и Запад

Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Глобальные культурные контексты: Восток и Запад» относится к базовому профессиональному блоку дисциплин, является обязательной для всех траекторий и обеспечивает представление о разнообразии культурного восприятия. Целью дисциплины является формирование представлений об основных проблемах коммуникации между представителями разных типов цивилизаций, навыков мышления в рамках «мультикультуризма» как позитивного отношения к иным культурам, признания ценностей культурного многообразия современного мира. Существенные различия между регионами Востока и Запада в политическом устройстве и ценностных ориентациях людей прослеживаются с древних времен. Так, было сформировано две оценки Востока: панегирическая и критическая. В рамках первой оценки Восток, и прежде всего Китай — страна всеобщего благоденствия, учености и просвещенности, ставился в пример европейским монархам как образец мудрости и управлении. В рамках второго внимание акцентировалось на духе застоя и рабства, царившем в восточных деспотиях. При непосредственном столкновении двух типов цивилизационного развития, восточного и западного, в условиях, когда сила государства определялась технико-экономическими и военно-политическими преимуществами, обнаружилось явное превосходство европейской цивилизации. В 21 информационном веке наблюдается разворот от западноевропейской цивилизации, а цивилизации Востока становятся более заметными участниками диалога культур. Дисциплина нацелена на развитие у студентов культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных ситуациях межкультурных контактов. Эти знания позволяют подготовить студентов к профессиональной деятельности в условиях глобализирующегося мира.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины является формирование представлений об основных проблемах коммуникации между представителями разных типов цивилизаций, навыков мышления в рамках «мультикультуризма» как позитивного отношения к иным культурам, признания ценностей культурного многообразия современного мира.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен проводить анализ проблемы идентификации восточной, западной, российской цивилизаций, применять полученные знания для анализа конкретных примеров культурных и социальных явлений, иллюстрирующих различия между восточной и западной цивилизацией
  • Способен описывать современную пространственную систему китайской цивилизации в условиях дихотомии «Восток–Запад», критически оценивать современные дискурсы и исследования в области дихотомии Восток-Запад, формируя обоснованные суждения о их значимости и влиянии на межкультурное взаимодействие
  • Способен проводить сравнительный анализ эволюции политических институтов традиционного и современного Китая под влиянием цивилизационной дихотомии «Восток–Запад»
  • Способен объяснять специфику культурного континуума эволюции общественного строя китайской цивилизации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • «Поднебесный мир» (天下、中国) в системе цивилизационной эволюции «Восток–Запад»
  • Пространственное своеобразие Китая в системе глобальной цивилизационной эволюции «Восток–Запад»
  • Традиционные и современные культурные контексты системы управления в Китае под влиянием цивилизационной эволюции «Восток–Запад»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа – контрольный элемент оценивает работу студента, которая включает, но не ограничивается следующими составными частями: участие в занятиях, участие в обсуждениях и групповой работе, ответы на вопросы преподавателя, подготовленность к занятиям, выполнение домашних заданий, самостоятельная работа, активность, вовлеченность и инициативность. Данный элемент контроля оценивает использование студентом иностранного языка для решения различных коммуникативных задач в процессе непосредственного взаимодействия преподавателя и обучающихся в аудитории, в том числе с опорой на подготовленное домашнее задание.
  • неблокирующий Текущий контроль
    Текущий контроль включает в себя подготовку научного доклада по теме, определенной преподавателем. Научный доклад представляет собой устное сообщение на 5 минут в виде презентации, которая должна на 50% содержать материалы на китайском языке. Данный элемент контроля проверяет текущий уровень сформированности знаний, навыков и умений студента по материалам дисциплины.
  • неблокирующий Итоговая работа
    Итоговая работа включает в себя реферирование научной статьи на китайском языке. Студенты самостоятельно производят поиск научной статьи по тематике курса в китайской научной онлайн-библиотеке «中国知网». Параллельно осваивая навыки пользования данной китайской научной библиотекой. Итоговый вариант научной статьи для реферирования согласовывается с преподавателем. Реферирование научной статьи на китайском языке представляет собой самостоятельную творческую работу студента, направленную на углубленное изучение цивилизационного развития Китая, культурных особенностей и традиций китайского общества. Реферирование статьи представляет собой вид речевой деятельности, заключающийся в извлечении из прочитанного текста основного содержания и заданной информации с целью их письменного изложения посредством лексико-грамматическое перефразирование исходного текста. Данный вид работы позволяет студентам продемонстрировать владение китайским языком, а также показать полученные знания и умения в области истории китайской цивилизации и современного пространственно-цивилизационного развития Китая.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в онлайн-режиме в формате устного опроса. Студент заранее получает список вопросов к экзамену и начинает подготовку. В день экзамена он отвечает на вопрос (рандомный выбор вопроса через онлайн-систему).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.25 * Аудиторная работа + 0.2 * Итоговая работа + 0.25 * Текущий контроль + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Готлиб, О. М. Китайский язык. Пособие по письму (скоропись и чжуань) : учебное пособие / О. М. Готлиб, Л. Ван. — 3-е изд. (эл.). — Москва : ВКН, 2019. — 94 с. — ISBN 978-5-7873-1665-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/163166 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Готлиб, О. М. Лингвострановедение Китая. Расширенный курс : учебное пособие / О. М. Готлиб, С. В. Стефановская, И. В. Шаравьёва. — Москва : ВКН, 2022. — 296 с. — ISBN 978-5-7873-1894-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/300635 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Китайская цивилизация, Малявин, В. В., 2000
  • Китайский мир. Корни и крона, Малявин, В. В., 2024

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Готлиб, О. М. Китай. Лингвострановедение : учебное пособие / О. М. Готлиб. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : ВКН, 2018. — 216 с. — ISBN 978-5-7873-1301-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115562 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Евразия и всемирность, Малявин, В. В., 2022
  • Экономика жизни. Менеджмент и стратегии бизнеса в Китае, Малявин, В.В., 2013

Авторы

  • Дубинина Мария Николаевна