• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Социология постсоветских конфликтов

Статус: Курс по выбору (Политология)
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Авторский курс посвящён формированию прикладных знаний о масштабных внутриполитических, этнополитических, вооружённых и геополитических постсоветских конфликтах, их первопричинах (включая обязательные исторические экскурсы в случае каждого противостояния), динамике, результатах, инструментах и целях эскалации и разрешения. Особое внимание в каждом рассматриваемом случае уделяется социологии конфликтов в количественном (массовое сознание) и качественном (лидеры противоборствующих сторон, рядовые комбатанты, гражданское население) измерениях. Базируясь на социологическом, историческом, институциональном, этнографическом, сетевом и геополитическом подходах как основных исследовательских рамках, в которых рассматриваются указанные конфликты, автор в отдельных случаях опирается на биологический, психоаналитический и бихевиористский подходы, уделяя особое внимание биологическим и психосоциальным основаниям исследования конфликтов, их отдельных личностных и массовых акторов. Постсоветское пространство рассматривается в т.ч. как темпоральная характеристика географической зоны с особым вниманием к имперским (Российская империя, европейские империи, Османская империя) и советским практикам национального и государственного строительства и последовавшим за распадами империй событиями. Студентам предлагаются ключевые количественные и качественные инструменты исследования постсоветских конфликтов, очерчиваются географические, темпоральные, институциональные, смысловые рамки постсоветского пространства. В курсе отдельно описываются основные этические проблемы, с которыми сталкивается исследователь, находящийся в зоне конфликта, или работающий с респондентами из конфликтного пространства (зачастую со сложным, проблемным сознанием и травмами). Автор планирует передать студентам восприятие конфликтов не как далёких событий, не касающихся жителей мирных городов, а в качестве возможных негативных развилок жизни их обществ, показав высокую цену, которую платят все стороны, вовлечённые в вооружённые конфликты. Отдельное внимание отводится взаимодействию с ФОИВами и ГОНГО в рамках прикладной аналитики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов системного знания и структурированного представления о крупнейших этнополитических и военных конфликтах на постсоветском пространстве, их структуре, динамике, результатах, инструментах разрешения.
  • Развитие навыков по количественным и качественным исследованиям постсоветских конфликтов, формирование этических знаний по общению внутри и за пределами конфликтных пространств, по взаимодействию с ФОИВами и ГОНГО в рамках прикладной аналитики.
  • Выработка представлений о ключевых национальных интересах России на постсоветском пространстве, формирование высокого уровня понимания российской внешней и оборонной политики по отношению к региону.
  • Эффективная передача этосу каждого студента мысли об биологическом, демографическом, ценностном вреде любого вооружённого конфликта и максимы о необходимости всеобъемлющего укрепления Отечества для предотвращения конфликтов внутри и снаружи границ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает стадии и динамику конфликтов, выделять ключевых и второстепенных акторов, стадии, инструменты и механизмы эскалации и разрешения. Различает виды конфликтов и сообразно их специфике предлагать инструменты разрешения. Знает причины, специфику и результаты крупнейших конфликтов на постсоветском пространстве. Понимает географические, интеграционные и институциональные, темпоральные, исторические, экономические линии разделения на постсоветском пространстве и вокруг него.
  • Артикулирует и обосновывает ключевые национальные интересы России на постсоветском пространстве. Умеет пользоваться количественными и качественными методами исследования постсоветских конфликтов. Знает и (желательно искренне) разделяет этику нахождения исследователя внутри конфликтного пространства. Понимать этику работы с респондентами при полевом исследовании вне конфликтного пространства и этику взаимодействия с ФОИВами в рамках прикладной аналитики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Этнические и политические конфликты: соотношение биологических, геополитических, идеологических оснований
  • Постсоветское пространство как географическая, а не институциональная область.
  • Этнополитические конфликты в Центральной Азии.
  • От Закавказья к Южному Кавказу: конфликты в Грузии, Абхазии и Южной Осетии.
  • Приднестровский конфликт: неудавшаяся попытка урегулирования.
  • Нагорный Карабах и отношения России с Арменией и Азербайджаном.
  • «Цветные революции» как сочетание обострившихся внутренних противоречий и внешних технологий ненасильственного сопротивления.
  • Российский Северный Кавказ. Две войны за сохранение Чечни в составе России: восстановление государственности.
  • Крымская ирредента: социология и геополитика конфликта, разрешённого без войны.
  • От Малороссии до Донбасса: осознанное расширение России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Эссе может быть теоретическим или эмпирическим (с использованием привлеченных или собранных студентов данных). Объем эссе до 1500 слов. Задача эссе состоит в том, чтобы предложить развернутое объяснение ответа на поставленный преподавателем вопрос, в котором оценивается аргументированность, логичность и адекватность.
  • неблокирующий работа на семинарских занятиях
    Оценка за семинары включает в себя оценку докладов по текстам, оценку участия в обсуждении текстов.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Под художественным текстом подразумевается как литературный, так и кинематографиче-ский текст. С использованием социологических понятий необходимо описать анализируемую ситуа-цию (сюжет произведения в целом или эпизод), сформулировать социологическую проблему и проанализировать ее с привлечением социологических теорий. Анализ предполагает поиск при-чин, движущих сил, явных и латентных функций и дисфункций, возможных последствий и т.п. Задача – продемонстрировать свои знания по социологии. Сверхзадача – выявить с помощью со-циологии то, что неочевидно при знакомстве с текстом для человека, не знакомого с социологией. Чем больше РЕЛЕВАНТНЫХ теме терминов, авторов и теорий будет упомянуто – тем лучше. Требования к оформлению: объем произвольный (обычно – 5 стр.). Категорически непри-емлем плагиат (любой объем) – при обнаружении плагиата за работу ставится 0 без права перепи-сывания. Все упоминания теорий, а тем более их углубленное изложение должны сопровождаться ссылками. При оценке преподаватель отмечает следующие моменты: процент текста-размышления по сравнению с изложением, употребление понятий из разных теорий и подходов, точность и адек-ватность употребления этих понятий/теорий, полнота учета связей, конкретность, способность поддерживать свои тезисы иллюстрациями из материала, рассмотрение альтернативных объяснений.
  • неблокирующий письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Эссе + 0.2 * письменный экзамен + 0.2 * работа на семинарских занятиях + 0.2 * работа на семинарских занятиях

Авторы

  • Токарев Алексей Александрович