Бакалавриат
2025/2026





Система деловых СМИ
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Кто читает:
Институт медиа
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Зеленцов Михаил Владимирович
Язык:
русский
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса студенты изучат историю деловой журналистики, закономерности развития этого сегмента медиа в США, Западной Европе, Азии и России. Рассмотрят конкретные кейсы ведущих деловых СМИ - Financial Times, The Wall Street Journal, The Economist, Bloomberg, Nikkei, Sankei, «Коммерсантъ», «Ведомости», РБК. В первом модуле слушатели познакомятся с историей бизнес-медиа, основными методиками работы делового журналиста - в частности, рассмотрят специфику источников деловой информации, аспекты освещения глобальных экономических процессов, бюджетного процесса, отражения проблем финансового рынка и т.д. Проводятся творческие контрольные работы и тренинги. Во втором модуле предполагается посещение редакции СМИ, мастер-классы журналистов, коллоквиумы, обсуждение ключевых работ в рамках критического чтения. Студентам предоставляется ридер с актуальными пособиями по теме дисциплины.
Цель освоения дисциплины
- обозреть и обобщить общую экономическую ситуацию в стране и в мире;
- проанализировать процесс становления и современного состояния рынка деловых СМИ в России и за рубежом;
- выявить основные методики работы экономического журналиста;
- рассмотреть специфику жанров и форматов современной деловой информации;
- изучить особенности освещения в медиа основных экономических, финансовых тем
Планируемые результаты обучения
- Разбирается в особенностях освещения ведущих экономических тем
- Планирует и пишет статью на экономическую тему
- Пишет в рамках установленного экономические новости на основе открытых данных
- Называет этапы становления деловой прессы за рубежом и в России;
- Называет основные закономерности работы экономического журналиста, редактора;
- Планирует и берет интервью на экономическую тему;
- Пишет и редактирует репортаж по итогам посещения редакций и мастер-классов журналистов.
- разбирается в системе деловой журналистики, типологии изданий, особенностях редакционной политики деловых СМИ;
Содержание учебной дисциплины
- Деловая пресса: аудитория, типология и форматы
- История и современное состояние деловой журналистики
- Методика работы экономического журналиста (часть I)
- Методика работы экономического журналиста (часть II)
- Индустриальный блок: посещение редакций, мастер-классы журналистов деловых СМИ, обсуждение практических работ студентов для проекта “Экономическая жвачка”
Элементы контроля
- Активность на семинарах и коллоквиумахСтуденты участвуют в тренингах и решению case study на семинарах. Итогом активности является непосредственное присутствие на семинарах, на которых проводятся данные тренинги, мини-презентации по итогам занятий, выступления по заявленным темам. Всего запланировано 8 активных тренингов (1-2 модули) и два коллоквиума (контрольные опросы) по учебному пособию «Введение в деловую журналистику» (под ред. М.В.Зеленцова) и книгам Е.Г.Ясина “Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ” (2 модуль).
- Критическое чтение редакционных стандартов бизнес-медиаСтудент пишет рецензию на редакционные стандарты агентства Bloomberg и “Интерфакс” на основе сравнительного анализа (файлы предоставляет преподаватель). Студент кратко описывает структуру стандартов, вычленяет ключевые характеристики документов, критически оценивает документы. В рецензии студент кратко раскрывает историю и современное состояние медиа, апеллируя фактами, открытыми данными, современными редакционными практиками. Объем - 3-5 страниц формата А4. Документ имеет заголовочный комплекс, ссылочную базу. Оригинальность текста должна составлять не менее 70%. Рецензию проверяют на антиплагиат и использование ИИ (использование генеративных моделей в данном случае запрещено). Презентация рецензий проходит на семинарском занятии во 2 модуле.
- Письменный тест “История и современное состояние деловой журналистики за рубежом и в России”Тест является семинарским контролем знаний по первым двум разделам курса “Система деловых СМИ”. Пять вопросов в тесте посвящены зарубежной деловой прессе, другие пять - отечественной.
- Синопсис делового телеканалаСинопсисы деловых телеканалов создаются в мини-группах (максимум - 3 человека). Синопсис представляет собой заявку на создание полноценного аудиовизуального медиапроекта деловой направленности. Такая заявка должна быть представлена в качестве презентации (в любом электронном формате); отвечать на вопросы “для кого создается телеканал? в чем уникальное торговое предложение проекта? какие конкуренты есть на рынке? какие темы будут освещаться? как построена предполагаемая сетка вещания канала? на каких цифровых платформах и каким образом будет распространяться контент? какие жанры и форматы будут задействованы? будет ли подключен искусственный интеллект? какое штатное расписание проекта? какая бизнес-модель у проекта?” Проект проверяют на антиплагиат и использование ИИ (использование генеративных моделей в данном случае запрещено).
- Написание экономических новостей в режиме реального времениВ рамках одного семинарского аудиторного занятия студент должен написать два актуальных материала, посвященных корпорациям на основе предоставленных пресс-релизов. Материалы должны быть выполнены в формате новостей, написанных по стандарту информационных агентств (четкое следование принципам перевернутой пирамиды, заголовочный комплекс, лид (вводка), цитата, контекст, подробности, бэкграунд). Кроме того, студент должен дополнить каждую новость сторонними источниками, дополнительной фактурой по теме материала. Новости предоставляются преподавателю в строго намеченный срок. Строго индивидуальная работа. Новости проверяют на антиплагиат и использование ИИ (использование генеративных моделей в данном случае запрещено).
- Экзамен (повышенный уровеньЭкзамен проводится в устной форме. Студент тянет билет, в билете два вопроса по курсу. Конкретизированный список вопросов преподаватель предоставляет учебной группе за месяц до проведения экзамена. Экзамен сдается по желанию студента, элемент контроля повышенной сложности.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * Активность на семинарах и коллоквиумах + 0.1 * Критическое чтение редакционных стандартов бизнес-медиа + 0.2 * Написание экономических новостей в режиме реального времени + 0.1 * Письменный тест “История и современное состояние деловой журналистики за рубежом и в России” + 0.2 * Синопсис делового телеканала + 0.2 * Экзамен (повышенный уровень
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Вартанова, Е. Л. Медиасистема России : учебник / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, Т. Э. Гринберг , под редакцией Е. Л. Вартановой. — 2-е изд., испр. — Москва : Аспект Пресс, 2021. — 424 с. — ISBN 978-5-7567-1103-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/169636 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Введение в деловую журналистику : учебное пособие / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. - 978-5-7598-2837-2 - Андреева И. В., Зеленцов М. В., Самарина Л. В. и др. - 2024 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/392813 - 392813 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ясин, Е. Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций : учебное пособие / Е. Г. Ясин. — Москва : Высшая школа экономики, 2002. — 437 с. — ISBN 5-7598-0107-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100224 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.