Бакалавриат
2025/2026





Персидский язык
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Арманд Елена Евгеньевна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
164
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Персидский язык» являются: подготовка специалистов, владеющих персидским языком в объеме, позволяющем в дальнейшем использовать его как средство общения в ситуациях универсального и профессионального типа, что соответствует «Продвинутому уровню» В1 в общеевро-пейской классификации компетенций владения иностранным языком; формирование у студентов специфических лингвистических и переводческих знаний и навыков, позволяющих профессионально работать с любыми, в том числе сложноор-ганизованными текстами, написанными на персидском языке; подготовка студентов к участию в международных программах.
Цель освоения дисциплины
- Настоящая дисциплина относится к базовой части профессионального цикла дис-циплин и является курсом по выбору. Изучение данной дисциплины носит характер введения в профессиональное образование. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Социолингвистика» (Профессиональный цикл, базовая часть); «Языковое разнообразие» (Профессиональный цикл, базовая часть); «Теория языка» (Профессиональный цикл, базовая часть); «Теоретическая и прикладная лексикография» (Профессиональный цикл, дисци-пли-на по выбору). Знание персидского языка необходимо для самостоятельной работы с литературой при изучении ряда гуманитарных дисциплин, изучаемых в курсе бакалавриата, а также при подготовке рефератов и курсовых работ.
Планируемые результаты обучения
- знает определительную конструкцию, умеет строить предложение с прямым дополнением; различает разговорный и литературный язык
- может рассказать о своей семье, осваивает согласование и отсутствие согласовния по числу; осваивает основные элементы разговорного языка; может выражать свои мысли в настоящем и прошедшем времени
- умеет произносить и различать на слух гласные долгие и краткие звуки; различать согласные; употреблять базовые этикетные формулы;знает арабское письмо; знает основную структуру предложения.
- без подготовки участвовать в диалогах с носителями изучаемого языка; принимать участие в дискуссии по знакомой проблеме, обосновывать и отстаивать свою точку зрения; делать устные сообщения на заранее заданную тему в рамках пройденных текстов и грамматического материала;
- понимать без использования словаря учебные тексты средней степени сложности на бытовые и общественно-политические темы; понимать с использованием словаря простые литературные тексты современных авторов
- делает устное сообщение об одном из классичеких произведений персидской поэзии («Шах-наме» Фирдоуси, «Голестан» Саʻди, газелях Хафиза).
- делает устное сообщение об одном из периодов истории Ирана (или о любом персонаже иранской истории)
- может рассказать о географическом положении Ирана, климатических особенностях и сельском хозяйстве
- постепенно осваивает модели словообразования арабских заимствований; может повторить и записать звучащий текст средней степени сложности; может подготовить встречу делегации
Содержание учебной дисциплины
- Приветствие и знакомство, рассказ о себе
- Приветствие и знакомство, рассказ о себе (продолжение)
- Университет и учеба
- Университет и учеба (продолжение)
- Время
- Время (продолжение)
- Знаменитые люди
- Морфология и синтаксис
- Лексика
- Встреча в аэропорту и экскурсия по городу
- Встреча в аэропорту и экскурсия по городу (продолжение)
- Географическое положение Ирана, климат и сельское хозяйство
- Географическое положение Ирана, климат и сельское хозяйство (продолжение)
- История Ирана
- История Ирана (продолжение)
- Персидская литература
Элементы контроля
- домашнее задание
- работа на занятииработа на занятии подразумевает освоение нового материала и отработку пройденного
- экзаменна экзамене студент читает и переводит текст (по пройденному материалу), переводит предложения с русского на персидский. Финальная контрольная работа входит в общую оценку
- экзаменна экзамене студент читает и переводит текст (по пройденному материалу), переводит предложения с русского на персидский. Финальная контрольная работа входит в общую оценку
- Экзаменна экзамене студент читает и переводит текст (по пройденному материалу), переводит предложения с русского на персидский. Финальная контрольная работа входит в общую оценку
- Экзаменна экзамене студент читает и переводит текст (по пройденному материалу), переводит предложения с русского на персидский. Финальная контрольная работа входит в общую оценку
- экзаменна экзамене студент читает и переводит текст (по пройденному материалу), переводит предложения с русского на персидский. Финальная контрольная работа входит в общую оценку
- Экзаменна экзамене студент читает и переводит текст (по пройденному материалу), переводит предложения с русского на персидский. Финальная контрольная работа входит в общую оценку
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.3 * домашнее задание + 0.3 * работа на занятии + 0.4 * экзамен
- 2025/2026 4th module0.3 * домашнее задание + 0.3 * работа на занятии + 0.4 * экзамен
- 2026/2027 1st module0.4 * Экзамен + 0.3 * домашнее задание + 0.3 * работа на занятии
- 2026/2027 4th module0.4 * Экзамен + 0.3 * домашнее задание + 0.3 * работа на занятии
- 2027/2028 1st module0.3 * домашнее задание + 0.3 * работа на занятии + 0.4 * экзамен
- 2027/2028 4th module0.4 * Экзамен + 0.3 * домашнее задание + 0.3 * работа на занятии
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Каванд Махди Мохаммади, & Захраи Сейед Хасан. (2018). Порядок Слов Как Средство Выражения Категории Определенности-Неопределенности В Русском Языке И Способы Передачи Ее Значения На Персидский Язык. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4A6A9595
- Каванд Махди Мохаммади, & Захраи Сейед Хасан. (2018). Порядок Слов Как Средство Выражения Категории Определенности-Неопределенности В Русском Языке И Способы Передачи Ее Значения На Персидский Язык. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Pedagogičeskogo Universiteta, (2), 148. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2018-2-148-152
- Учебник персидского языка : для 1-го года обучения, Иванов, В. Б., 2016
Рекомендуемая дополнительная литература
- МОРАДИ МАРЬЯМ, & МАДАЕНИАВВАЛ АЛИ. (2015). Существительные С Суффиксами -Ак/-Як В Русском Языке И Способы Их Перевода На Персидский Язык. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4FB27ACE