• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Нарративный дизайн и сторителлинг в медиапроектах

Статус: Курс обязательный (История)
Когда читается: 5-й курс, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Нарративный дизайн и сторителлинг — это инструменты создания историй, которые применимы в разных областях и форматах: от образовательных проектов до ААА-видеоигр. На курсе вы освоите этапы создания нарративной концепции: исследование аудитории, разработку идеи, мира, сюжета, персонажей и пути пользователя. Разберётесь в инструментах повествования, особенностях работы с нон-фикшн и фикшн форматами в медиа, научитесь использовать искусственный интеллект для реализации нарратива. Итогом курса станет ваша разработанная концепция медиапроекта с нарративом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений и нарративном дизайне
  • Формирование представлений и сторителлинге и его правилах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет базовыми приёмами сторителлинга
  • Определяет элементы нарративной концепции
  • Определяет центральную идею проекта
  • Формулирует цели для разных целевых групп
  • Владеет методами исследования аудитории
  • Проектирует мир/контекст
  • Владеет технологией создания сценариев
  • Создает сценарные материалы
  • Владеет ИИ-инструментами для прототипирования и тестирования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы нарративного дизайна и сторителлинга
  • Идея, аудитория, сеттинг
  • Сюжет, персонажи и интерактивная структура
  • Путь пользователя и инструменты реализации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект
    Разработка командного медиапроекта с нарративной структурой — подкаста, видеоролика, выставки, интерактива и др. Проект должен включать: идею, целевую аудиторию, нарративную механику, структуру контента и визуальные/медийные решения.
  • неблокирующий Групповое исследование
    Команда выбирает 3–5 медиапроектов (в сфере образования, культуры, науки, просвещения и др.) и проводит сравнительный анализ: как там выстроен нарратив, с кем и как взаимодействует проект, как оформлен визуально и концептуально. Важно не просто описать примеры, а собрать находки, которые пригодятся для своей будущей работы.
  • неблокирующий Активность
    На каждом семинаре студенты выполняют небольшие практические задания в группах: придумывают идею, редактируют CJM, проектируют персонажей, собирают цепочку сюжетных блоков, учатся использовать нейросети. Задания помогают отработать навыки и шаги, нужные для итогового проекта.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Работа охватывает все ключевые темы лекционного курса: от основ сторителлинга и нарративного дизайна до проектирования аудитории, создания сеттинга, построения сюжетов, персонажей, пользовательского пути и применения визуальных и цифровых инструментов. Задания проверяют как знание теории, так и умение применять её на практике — например, объяснить, зачем нужен CJM, чем отличается линейный и нелинейный сюжет, или как визуальные элементы влияют на восприятие нарратива.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.24 * Активность + 0.24 * Групповое исследование + 0.23 * Контрольная работа + 0.29 * Проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Данные: визуализируй, расскажи, используй : сторителлинг в аналитике, Нафлик, К. Н., 2020
  • Искусство сторителлинга : как создавать истории, которые попадут в самое сердце аудитории, Галло, К., 2021
  • Как создавать истории : основы игровой сценаристики и нарративного дизайна за 12 шагов, Андрианова, А., 2023

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Как сторителлинг сделал нас людьми, Готтшалл, Дж., 2020

Авторы

  • Пучков Павел Андреевич
  • Бабкова Галина Олеговна