Бакалавриат
2025/2026





Нарративный дизайн и сторителлинг в медиапроектах
Статус:
Курс обязательный (История)
Кто читает:
Школа исторических наук
Когда читается:
5-й курс, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Нарративный дизайн и сторителлинг — это инструменты создания историй, которые применимы в разных областях и форматах: от образовательных проектов до ААА-видеоигр. На курсе вы освоите этапы создания нарративной концепции: исследование аудитории, разработку идеи, мира, сюжета, персонажей и пути пользователя. Разберётесь в инструментах повествования, особенностях работы с нон-фикшн и фикшн форматами в медиа, научитесь использовать искусственный интеллект для реализации нарратива. Итогом курса станет ваша разработанная концепция медиапроекта с нарративом.
Цель освоения дисциплины
- Формирование представлений и нарративном дизайне
- Формирование представлений и сторителлинге и его правилах
Планируемые результаты обучения
- Владеет базовыми приёмами сторителлинга
- Определяет элементы нарративной концепции
- Определяет центральную идею проекта
- Формулирует цели для разных целевых групп
- Владеет методами исследования аудитории
- Проектирует мир/контекст
- Владеет технологией создания сценариев
- Создает сценарные материалы
- Владеет ИИ-инструментами для прототипирования и тестирования
Содержание учебной дисциплины
- Основы нарративного дизайна и сторителлинга
- Идея, аудитория, сеттинг
- Сюжет, персонажи и интерактивная структура
- Путь пользователя и инструменты реализации
Элементы контроля
- ПроектРазработка командного медиапроекта с нарративной структурой — подкаста, видеоролика, выставки, интерактива и др. Проект должен включать: идею, целевую аудиторию, нарративную механику, структуру контента и визуальные/медийные решения.
- Групповое исследованиеКоманда выбирает 3–5 медиапроектов (в сфере образования, культуры, науки, просвещения и др.) и проводит сравнительный анализ: как там выстроен нарратив, с кем и как взаимодействует проект, как оформлен визуально и концептуально. Важно не просто описать примеры, а собрать находки, которые пригодятся для своей будущей работы.
- АктивностьНа каждом семинаре студенты выполняют небольшие практические задания в группах: придумывают идею, редактируют CJM, проектируют персонажей, собирают цепочку сюжетных блоков, учатся использовать нейросети. Задания помогают отработать навыки и шаги, нужные для итогового проекта.
- Контрольная работаРабота охватывает все ключевые темы лекционного курса: от основ сторителлинга и нарративного дизайна до проектирования аудитории, создания сеттинга, построения сюжетов, персонажей, пользовательского пути и применения визуальных и цифровых инструментов. Задания проверяют как знание теории, так и умение применять её на практике — например, объяснить, зачем нужен CJM, чем отличается линейный и нелинейный сюжет, или как визуальные элементы влияют на восприятие нарратива.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.24 * Активность + 0.24 * Групповое исследование + 0.23 * Контрольная работа + 0.29 * Проект
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Данные: визуализируй, расскажи, используй : сторителлинг в аналитике, Нафлик, К. Н., 2020
- Искусство сторителлинга : как создавать истории, которые попадут в самое сердце аудитории, Галло, К., 2021
- Как создавать истории : основы игровой сценаристики и нарративного дизайна за 12 шагов, Андрианова, А., 2023
Рекомендуемая дополнительная литература
- Как сторителлинг сделал нас людьми, Готтшалл, Дж., 2020