• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Научно-исследовательский семинар "Методы исследования в образовании"

Статус: Курс обязательный (Педагогическое образование)
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина включает в себя несколько разделов, которые позволяют сформировать у студентов исследовательскую компетенцию. Первый раздел посвящен написанию научного аппарата исследования, что позволяет студентам определиться с темой и осознать, что входит в научный аппарат и какие требования предъявляются к каждому его компоненту. Для трека «Преподавание в современном мире» отдельным разделом является выделение научной и практической проблемы, в ходе изучения которого студенты-учителя научатся смотреть на организованный ими образовательный процесс, как на объект исследования, выделяя факторы, связанные с достижением заявленных образовательных результатов и думая, как можно оказать на них влияние. Следующий раздел НИСа общий для обоих треков будет посвящен анализу литературных источников и формированию умения подбирать теоретическую рамку исследования, в ходе его изучения студенты научатся использовать результаты исследований, опубликованных в научных статьях. Также на обоих треках большое внимание будет уделено качественным и количественным методам сбора и обработки данных. В процессе изучения методов студенты смогут применить их не только для проведения своего исследования, но и для решения профессиональных задач, с которыми сталкиваются в процессе работы в качестве учителей или педагогических дизайнеров.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развить у студентов исследовательскую компетенцию, включающую в себя разработку научного аппарата исследования, работу с литературными источниками, количественными и качественными методами сбора и обработки данных, используемых в исследованиях в области образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Применяет методики сбора качественных или количественных эмпирических данных, проводит анализ этих данных и интерпретирует результаты
  • Выбирает тему исследования, практической разработки в соответствии со своими интересами и научной повесткой исследования или наличием дефицита в практических разработках.
  • Обосновывает актуальность проводимого исследования.
  • Выделяет научную проблему исследования и/или обосновывает практическую значимость.
  • Выбирает тему исследования, практической разработки в соответствии со своими интересами и научной повесткой исследования или наличием дефицита в практических разработках..
  • Формулирует исследовательский вопрос и гипотезу исследования, практической разработки
  • Формулирует цель исследования/практической разработки и вытекающие из нее задачи
  • Подбирает теоретическую рамку работы, на основании анализа литературы, включая ключевые научные теории
  • Анализирует организованный образовательный процесс с целью выделения факторов, связанных с образовательными результатами
  • Работает с приложениями для чтения и структурирования научной информации
  • Использует в своей работе аналитические инструменты международных наукометрических баз данных
  • Осуществляет поиск и обработку научной информации (на открытых научных платформах, в открытых библиотечных каталогах и др.)
  • Подбирает дизайн исследования или апробации практической разработки релевантный цели и задачам
  • Знает особенности методик сбора качественных и количественных методов эмпирических данных, выбирает среди них подходящую под конкретную исследовательскую задачу, применяет их для сбора данных
  • Различает основные типы исследовательских дизайнов. Знает особенности методик сбора качественных и количественных методов эмпирических данных, выбирает среди них подходящую под конкретную исследовательскую задачу, применяет их для сбора данных
  • Проводит анализ данных и интерпретирует результаты
  • Проводит сбор данных в соответствии с выбранным методом сбора качественных и/или количественных эмпирических данных
  • Проводит анализ данных и интерпретирует результаты с использованием методов анализа данных
  • Представляет программу и инструментарий исследования согласно требованиям ВКР
  • Подбирает дизайн исследования релевантный цели и задачам
  • Готовит текст ВКР в соответствии с требованиями
  • Подбирает теоретическую рамку работы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Сбор данных в качественном исследовании (глубинные интервью, фокус-группы)
  • Метод наблюдения в качественном социологическом исследовании
  • Lesson study: планирование, наблюдение и анализ урока
  • Исследование действием (Action research)
  • Анализ качественных эмпирических данных и представление результатов исследования
  • Сравнение средних. Проверка гипотез
  • Анализ связей
  • Анализ нормативных документов и учебных материалов
  • Принципы создания академического текста
  • Основная часть диссертации
  • Академическое письмо: правила написания текста
  • Презентация ВКР: письменная и устная форма
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Предзащита ВКР
  • неблокирующий ДЗ Проверка гипотез
  • неблокирующий ДЗ Качественные методы
    Студент выполняет домашнее задание в одном из трех предложенных форматов (см. файл)
  • неблокирующий ДЗ Анализ учебных материалов
  • неблокирующий Дизайн и программа исследования / УМР
  • неблокирующий Презентация ВКР
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.3 * ДЗ Анализ учебных материалов + 0.35 * ДЗ Качественные методы + 0.35 * ДЗ Проверка гипотез
  • 2025/2026 3rd module
    0.2 * Дизайн и программа исследования / УМР + 0.5 * Предзащита ВКР + 0.3 * Презентация ВКР
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Action research : improving schools and empowering educators, Mertler, C. A., 2020
  • Action research for educational change, Elliott, J., 2001
  • Action research methods : plain and simple, , 2012
  • All you need to know about action research, McNiff, J., 2006
  • Effective action research : developing reflective thinking and practice, Costello, P. J. M., 2011
  • Elementary statistics : a step by step approach, Bluman, A. G., 1995
  • Handbook of action research : participative inquiry and practice, , 2002
  • Lesson study : using classroom inquiry to improve teaching and learning in higher education, Cerbin, B., 2011
  • Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата, Кувшинская, Ю.М., 2019
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев В.В., 2001
  • Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
  • Методы социологического исследования : Учеб. пособие, Девятко, И.Ф., 2002
  • Создание академического текста : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова, Е. Р., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анализ данных : учебник для академического бакалавриата, , 2018
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001

Авторы

  • Бойцов Максим Сергеевич
  • Лытаева Мария Александровна
  • Юрченко Олеся Викторовна