Магистратура
2025/2026





Научно-исследовательский семинар "Методы исследования в образовании"
Статус:
Курс обязательный (Педагогическое образование)
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Данная дисциплина включает в себя несколько разделов, которые позволяют сформировать у студентов исследовательскую компетенцию. Первый раздел посвящен написанию научного аппарата исследования, что позволяет студентам определиться с темой и осознать, что входит в научный аппарат и какие требования предъявляются к каждому его компоненту. Для трека «Преподавание в современном мире» отдельным разделом является выделение научной и практической проблемы, в ходе изучения которого студенты-учителя научатся смотреть на организованный ими образовательный процесс, как на объект исследования, выделяя факторы, связанные с достижением заявленных образовательных результатов и думая, как можно оказать на них влияние. Следующий раздел НИСа общий для обоих треков будет посвящен анализу литературных источников и формированию умения подбирать теоретическую рамку исследования, в ходе его изучения студенты научатся использовать результаты исследований, опубликованных в научных статьях. Также на обоих треках большое внимание будет уделено качественным и количественным методам сбора и обработки данных. В процессе изучения методов студенты смогут применить их не только для проведения своего исследования, но и для решения профессиональных задач, с которыми сталкиваются в процессе работы в качестве учителей или педагогических дизайнеров.
Цель освоения дисциплины
- Развить у студентов исследовательскую компетенцию, включающую в себя разработку научного аппарата исследования, работу с литературными источниками, количественными и качественными методами сбора и обработки данных, используемых в исследованиях в области образования.
Планируемые результаты обучения
- Применяет методики сбора качественных или количественных эмпирических данных, проводит анализ этих данных и интерпретирует результаты
- Выбирает тему исследования, практической разработки в соответствии со своими интересами и научной повесткой исследования или наличием дефицита в практических разработках.
- Обосновывает актуальность проводимого исследования.
- Выделяет научную проблему исследования и/или обосновывает практическую значимость.
- Выбирает тему исследования, практической разработки в соответствии со своими интересами и научной повесткой исследования или наличием дефицита в практических разработках..
- Формулирует исследовательский вопрос и гипотезу исследования, практической разработки
- Формулирует цель исследования/практической разработки и вытекающие из нее задачи
- Подбирает теоретическую рамку работы, на основании анализа литературы, включая ключевые научные теории
- Анализирует организованный образовательный процесс с целью выделения факторов, связанных с образовательными результатами
- Работает с приложениями для чтения и структурирования научной информации
- Использует в своей работе аналитические инструменты международных наукометрических баз данных
- Осуществляет поиск и обработку научной информации (на открытых научных платформах, в открытых библиотечных каталогах и др.)
- Подбирает дизайн исследования или апробации практической разработки релевантный цели и задачам
- Знает особенности методик сбора качественных и количественных методов эмпирических данных, выбирает среди них подходящую под конкретную исследовательскую задачу, применяет их для сбора данных
- Различает основные типы исследовательских дизайнов. Знает особенности методик сбора качественных и количественных методов эмпирических данных, выбирает среди них подходящую под конкретную исследовательскую задачу, применяет их для сбора данных
- Проводит анализ данных и интерпретирует результаты
- Проводит сбор данных в соответствии с выбранным методом сбора качественных и/или количественных эмпирических данных
- Проводит анализ данных и интерпретирует результаты с использованием методов анализа данных
- Представляет программу и инструментарий исследования согласно требованиям ВКР
- Подбирает дизайн исследования релевантный цели и задачам
- Готовит текст ВКР в соответствии с требованиями
- Подбирает теоретическую рамку работы
Содержание учебной дисциплины
- Сбор данных в качественном исследовании (глубинные интервью, фокус-группы)
- Метод наблюдения в качественном социологическом исследовании
- Lesson study: планирование, наблюдение и анализ урока
- Исследование действием (Action research)
- Анализ качественных эмпирических данных и представление результатов исследования
- Сравнение средних. Проверка гипотез
- Анализ связей
- Анализ нормативных документов и учебных материалов
- Принципы создания академического текста
- Основная часть диссертации
- Академическое письмо: правила написания текста
- Презентация ВКР: письменная и устная форма
Элементы контроля
- Предзащита ВКР
- ДЗ Проверка гипотез
- ДЗ Качественные методыСтудент выполняет домашнее задание в одном из трех предложенных форматов (см. файл)
- ДЗ Анализ учебных материалов
- Дизайн и программа исследования / УМР
- Презентация ВКР
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.3 * ДЗ Анализ учебных материалов + 0.35 * ДЗ Качественные методы + 0.35 * ДЗ Проверка гипотез
- 2025/2026 3rd module0.2 * Дизайн и программа исследования / УМР + 0.5 * Предзащита ВКР + 0.3 * Презентация ВКР
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Action research : improving schools and empowering educators, Mertler, C. A., 2020
- Action research for educational change, Elliott, J., 2001
- Action research methods : plain and simple, , 2012
- All you need to know about action research, McNiff, J., 2006
- Effective action research : developing reflective thinking and practice, Costello, P. J. M., 2011
- Elementary statistics : a step by step approach, Bluman, A. G., 1995
- Handbook of action research : participative inquiry and practice, , 2002
- Lesson study : using classroom inquiry to improve teaching and learning in higher education, Cerbin, B., 2011
- Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата, Кувшинская, Ю.М., 2019
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев В.В., 2001
- Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
- Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
- Методы социологического исследования : Учеб. пособие, Девятко, И.Ф., 2002
- Создание академического текста : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова, Е. Р., 2013
Рекомендуемая дополнительная литература
- Анализ данных : учебник для академического бакалавриата, , 2018
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001