• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Искусство грамматики: грамматические категории и грамматические системы языков мира

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Стенин Иван Андреевич
Язык: русский
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Языки колоссальным образом различаются и в то же время во многом схожи. Параметры межъязыкового варьирования включают инвентарь гласных и согласных, базовый порядок слов в простом предложении, устройство общего и частного вопросов и десятки других признаков. Среди них выделяются те, которые касаются выражения грамматических значений. Эти значения нельзя найти в обычных толковых и переводных словарях, а говорящие передают их как бы помимо своей воли. По выражению Франца Боаса, грамматика «определяет, какие аспекты того или иного опыта должны быть выражены» (Boas 1938: 132). Так, из русского предложения  «Ночью шёл дождь» понятно, что событие произошло в прошлом (и это значение выражено грамматически), однако неизвестно, на основании каких данных говорящий делает такое утверждение. Чтобы перевести это предложение на нганасанский язык, необходимо специфицировать источник информации: видел ли говорящий саму ситуацию или наблюдал её с помощью других органов чувств, судит ли о ней по косвенным признакам или со слов других людей (за это отвечает грамматическая категория эвиденциальности). Таким образом, целый ряд сведений об окружающем мире оказывается обязательным для выражения на определённом языке. В каждом конкретном языке этот набор свой и структурирован он уникальным образом, но можно говорить о поиске общих механизмов категоризации.Курс посвящён одному из наиболее увлекательных разделов современной лингвистической типологии — грамматической семантике, которая исследует, что такое грамматические значения и чем они отличаются от лексических, какие грамматические значения встречаются в языках мира у имён и у глаголов, в какие категории (число, падеж, род, время, вид, наклонение и пр.) и на каких основаниях они объединяются, как взаимодействуют различные грамматические категории в рамках грамматических систем.Курс предполагает наличие базовых лингвистических представлений в объёме школьной программы и предназначен для студентов, не специализирующихся на фундаментальной лингвистике.