• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Методика обучения математике

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование профессиональной готовности к преподаванию математики в школе на основе целостного представления о современных подходах к обучению. Рассматриваются теоретические основы методики и нормативные документы (ФГОС, Федеральная рабочая программа и др.), современные технологии и методы преподавания, включая деятельностный и проблемный подходы, проектную и исследовательскую деятельность учащихся, использование цифровых ресурсов. Особое внимание уделяется методике преподавания основных содержательных линий школьного курса математики, вопросам мотивации учащихся, а также контроля и оценивания знаний, прикладной и развивающей направленности курса, формам организации учебного процесса. Студенты научатся планировать и осуществлять свою научно-методическую деятельность в качестве методистов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование профессиональной готовности к преподаванию математики в современной школе. Развитие способности к проектированию учебного занятия по математике и реализации на нем инновационных образовательных практик. Овладение методикой преподавания основных содержательных линий школьного курса математики. Формирование умения адаптировать содержание курса математики для учащихся с разным уровнем подготовки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных особенностей действующих учебников геометрии, умение проводить их сравнение и обосновывать выбор для данного контингента учащихся. Умение выстраивать систему опорных задач по данной теме курса геометрии 7-9 класса
  • Владение методикой решения неравенств методом равносильных переходов. Умение проводить отбор корней в уравнениях. Умение предупреждать лсновные ошибки учащихся при решении уравнений и неравенств
  • Знакомство с осоновными подходами к построению единого курса Математика в 10-11 классах средней школы
  • Знание основных этапов решения прикладной задачи. Овладение методикой обучения решению прикладных задач, выделение этапов построения модели, решения врутримодельной задачи и интерпретации полученных результатов
  • Знать основные особенности введения основных понятий школьного курса математики таких как натуральное, целое, рациональное и действительное число, функция, геометричесая фигура, длина отрезка, площадь и объем и др. Уметь выделять этапы формирования каждого понятия.
  • Неожиданных шаг в решении - как подготовить к нему учащихся. Знакомство с нестандартными задачами школьного курса математики и методикой их решения.
  • Основные принципы построения итогового контроля знаний учащихся, ОГЭ и ЕГЭ. Особенности олимпиад разных уровней
  • Умение выделить систему опорных задач для данной темы курса математики 7-9 класса
  • Умение примениять свойства функций при решении уравнений и неравенств
  • Умение провести границу между решением задачи с недочетами и негрубыми ошибками и отсутствием решения при наличии, возможно, отдельных верных шагов. знакомство с нормами оценивания работ учащихся
  • Умение решить задачу разными способами, понимание преимуществ и недостатков каждого из них
  • Умение формулировать противоположную, обратную и противоположную обратной теоремы. Умение применять логические операции конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквивалетности для решения математических задач.
  • Уметь выбирать способ введения новых знаний, реализовывать как индуктивный, так и дедуктивный способ рассуждения.
  • Уметь составлять рабочую программу учителя и календарно-тематическое планирование. Знать основные типы современных уроков и их характеристики
  • Уметь формулировать основные особенности обучения математике в России на каждом историческом этапе
  • построение педагогической деятельности с учетом теоретических основ методики обучения математике и нормативных документов (ФГОС, Федеральная рабочая программа по математике)
  • применение приёмов мотивации, дифференциации и индивидуализации обучения в работе с учащимися
  • способность проектировать учебное занятие по математике с учетом современных методов, технологий и цифровые образовательных ресурсов
  • осуществление выбора и реализация различных методических подходов при обучении различных содержательных линий школьного курса математики
  • способность разрабатывать и применять современные подходы к контролю и оцениванию результатов обучения
  • способность к реализации прикладного и развивающего потенциала курса математики в образовательной практике
  • осуществление научно-методической деятельности и анализ собственного педагогического опыта
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические основы методики обучения математике.
  • Формирование мотивации к изучению математики. Реализация развивающего потенциала школьного курса математики. Прикладная направленность учебного предмета Математика.
  • Современные методы и технологии обучения.
  • Методика преподавания отдельных тем школьного курса математики
  • Оценивание и контроль знаний учащихся.
  • Формы организации учебной деятельности.
  • Углублённый и базовый уровни изучения математики в основной и средней школе.
  • Научно-методическая деятельность учителя математики. Методы педагогического исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выполнение самостоятельных работ на семинарах
    Выполнение самостоятельных работ на семинарах №№ 2, 4, 7,10, 12
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа по материалам лекций и семинаров №№ 1 – 8
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Выполнение самостоятельных работ на семинарах + 0.2 * Контрольная работа + 0.6 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Беседы с учителями математики : концептуальная методика; рекомендации, советы, замечания; обучение через задачи, Мордкович, А. Г., 1995
  • Дистанционное обучение : учеб. пособие для вузов, Полат, Е. С., 1998
  • Педагогические технологии дистанционного обучения : учеб. пособие для вузов, Полат, Е. С., 2006
  • Педагогический опыт глазами психолога : кн. для учителя, Фридман, Л. М., 1987
  • Психология математических способностей школьников, Крутецкий, В. А., 1998
  • Энциклопедия образовательных технологий. Т.1: ., Селевко, Г. К., 2006
  • Энциклопедия образовательных технологий. Т.2: ., Селевко, Г. К., 2006

Авторы

  • Гончарова Инна Владимировна
  • Бычкова Лидия Олеговна