2025/2026





Научно-исследовательский семинар «Неканонические авторы и тексты от раннего Нового времени до XIX века»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
1-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
В фокусе внимания научно-исследовательского семинара находятся темы и авторы, которые не представлены или недостаточно представлены в традиционных курсах и учебниках по истории философии XV-XIX веков. Историко-философские исследования убедительно показывают, что пейзаж европейской философской мысли Нового времени был очень разнообразен: философия могла быть представлена в трактатах, в диалогах, в письмах и сонетах, ее могли практиковать в университетских аудиториях и в светских салонах, она развивалась в диалоге с теологией, политической мыслью или зарождающейся психологией. В рамках научно-исследовательского семинара (НИС) мы предлагаем рассмотреть некоторые темы, дискуссии и тексты, которые позволят студентам выстроить более полное и многомерное понимание европейской философской мысли, а также достичь лучшего понимания контекста, в котором рождались великие системы европейской мысли от Декарта, Лейбница и Спинозы до Канта и Гегеля.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с дополнительным материалом из курса Истории философии, который недостаточно освещается в основном курсе
- Изучение теоретических дискуссий последних десятилетий о проблеме канона в истории философии
- Создание и развитие онлайн-ресурса с материалами по неканоническим авторам истории европейской философии (http://me.hse.ru/noncanonical-philosophy/)
Планируемые результаты обучения
- Знает философскую («аристотелевскую») концепцию чувственного восприятия в учениях средневековых арабских (Аль-Фараби, Ибн Рушд и др.) и европейских философов (Альберт Великий, Фома Аквинский, Франсиско Суарес).
- Может ответить на вопрос, является ли процесс чувственного восприятия целиком «физическим» процессом или же отчасти/полностью «духовным»?
- Знает основные положения материалистической натурфилософии Бернардино Телезио (1509-1588), включая ее генезис и влияние на теорию познания и натурфилософию ключевых представителей европейской философии раннего Нового времени
- Знает основные положения эмпирической философии А.Баумгартена
- Знает основные положения рациональной психологии Хр.Вольфа
- Знает основные положения эмпирической психологии Хр.Вольфа
- Знает историю и основные положения дискусии о "животном магнетизме"
- Знает основные положения концепции чувственного восприятия Ф.А. Месмера
- Может объяснить, в чем заключалось влияние теории "живтоного магнетизма" на немецкую философию эпохи Романтизма
- Знает, каково представление о душе и ее частях (иррациональной и рациональной) у Амвросия Медиоланского
- Знает основные положения «Трактата о страстях» («Сумма теологии») Фомы Аквинского
- Может объяснить, в чем состояло платонико-стоическое и перипатетическое влияние на средневековое учение об аффектах
- Может дать картезианское определение аффектов и привести их классификацию
- Может объяснить, в чем заключается различие перепатетического и картезианского учения о душе
- Знает основных представителей французского и англо-саксонского картезианства
- Может объяснить, в чем состояло влияние картезианского учения об аффектах на этику и эстетику.
- Знает основное содержание тратата Т.Гоббса "Бегемот"
- Знает основные положения антропологического учения Гоббса и может объяснить его связь с политической теорией английского философа
- Знает ключевые понятия политчиской и этической теории Гоббса
- Может объяснить, как интрепретировал Гоббс соотношение индивидуадльных и индуцированных страстей
- Знает основные этапы исследовательской работы;
- Обладает навыками создания презентаций
- Обладает навыками поиска исследовательской литературы и знает основные требования к состоавлению библиографического списка
- Знаком с правила ВШЭ по использованию ИИ в КР и ВКР
- Может объяснить, как учение об аффектах, развитое в рамках рациональной психологии вольфианского образца, повлияло на переосмысление классического аристотелевского определения катарсиса
- Может объяснить, каким образом учение об аффектах, развитое в рамках рациональной психологии вольфианского образца, повлияло на формирование новой концепции трагического в противовес нормативной эстетике французских классицистов
- Может назвать основных участников дискусстии о катарсисе в немецком Просвещении и описать основные положениях их эстетической теории
- Может объяснить, в чем состояло платонико-стоическое и перипатетическое влияние на средневековое учение об аффектах
- Знает основные положения «Трактата о страстях» Фомы Аквинского
- Знает, каково представления о душе и ее частях у Амвросия Медиоланского
- Может объяснить связь антропологического учения Гоббса с его политической теорией
- Может дать картезианское определение аффектов и привести их классификацию
Содержание учебной дисциплины
- 1 модуль. Страдания, страсти, аффекты в христианской философии: Амвросий Медиоланский, Фома Аквинский.
- 2 модуль. Учение Декарта об аффектах: контекст и рецепция
- 3 модуль. Политическая психология человеческих страстей в «Бегемоте» Томаса Гоббса. Методический блок
- 4 модуль. Дискуссии о катарсисе в немецкой эстетике XVIII – начала XIX в.
Элементы контроля
- 1 модуль. СеминарыСтудент должен быть знаком с оригинальным текстом/фрагментом текста, обсуждаемом на семинаре, способен поддержать дискуссию, дать самостоятельную интерпретацию той или иной проблеме, владеть рабочей терминологией
- 1 модуль. Письменная работа
- 2 модуль. СеминарыАктивность на семинарах включает в себя следующие виды работы: — участие в коллективной работе по устному переводу и анализу изучаемого текста; — подготовка небольших докладов-презентаций, цель которых состоит в том, чтобы обрисовать историко-философский контекст изучаемого текста (ок. 5 минут); — ведение протокола или составление в рамках коллективной работы тематического плана-конспекта отдельных разделов изучаемого текста (можно в виде таблицы), где отражено краткое содержание рассматриваемых разделов, а также отмечены возникающие по мере чтения вопросы относительно терминологии, трудностей перевода или вопросы и комментарии историко-философского плана. Зафиксированные в протоколе вопросы в дальнейшем могут быть взяты в качестве темы для итоговой письменной работы за 2-ой модуль (по согласованию с преподавателем). Протокол семинара необходимо вести в электронном виде и после каждого занятия размещать в соответствующей гугл-папке
- 2 модуль. Домашние заданияК каждому семинару преподаватель высылает студентам задание с указанием общего объема чтения к следующему семинару, а также с указанием фрагментов, из которых участники семинара самостоятельно выбирают один и на его на основе выполняют письменное домашнее задание. В домашней работе студенты должны в письменном виде осветить два пункта: 1) ключевые идеи выбранного фрагмента (краткий синопсис); 2) что вызвало затруднение в переводе/понимании и что представляется спорным. Для эффективности дальнейшей работы с текстом участникам будет предложено заблаговременно распределить предложенные фрагменты текста между собой в формате гугл-таблицы. Фрагменты могут дублироваться, но поскольку на основе этих домашних заготовок будет проходить коллективная работа с текстом, то желательно, чтобы все фрагменты предложенного к семинару текста были охвачены. Письменные работы необходимо будет загружать накануне семинара в соответствующую гугл-папку.
- 2 модуль. Письменная работа.Индивидуальная работа с текстом предполагает следующие формы (на выбор) : — научный перевод фрагмента одного из изучаемых в рамках НИС первоисточника с комментарием переводчика в формате примечаний и небольшого сопроводительного текста(фрагменты для перевода заранее согласовываются с преподавателем); общий объем работы - не менее 5 тыс. знаков (3 балла); — написание небольшой исследовательской работы. Содержание творческой работы должно представлять из себя анализ и расширенный историко-философский комментарий одного из фрагментов изучаемого в рамках НИС текста. Темой самостоятельной исследовательской письменной работы может стать один из вопросов, возникших в ходе коллективного перевода и обсуждения текста на семинарах. Тему и объем анализируемого фрагмента необходимо согласовать с преподавателем, а также можно выбрать темы из предложенного преподавателем списка
- 3 модуль. СеминарыСтудент должен быть знаком с оригинальным текстом/фрагментом текста, обсуждаемом на семинаре, способен поддержать дискуссию, дать самостоятельную интерпретацию той или иной проблеме, владеть рабочей терминологией
- 3 модуль. ДокладУстное сообщение с презентацией на предложенную преподавателем тему
- 3 модуль. Письменная работаПисьменная работа на предлоденную преподавателем тему
- 4 модуль. СеминарыСтудент должен быть знаком с оригинальным текстом/фрагментом текста, обсуждаемом на семинаре, способен поддержать дискуссию, дать самостоятельную интерпретацию той или иной проблеме, владеть рабочей терминологией
- 4 модуль. ДокладУстное сообщение на предложенную преподавателем тему
- 4 модуль. Письменная работаПисьменная работа на предлоденную преподавателем тему
- 4 модуль. Экзамен.Устный опрос по матриалам семинаров
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * 1 модуль. Письменная работа + 0.3 * 1 модуль. Семинары + 0.15 * 2 модуль. Домашние задания + 0.1 * 2 модуль. Письменная работа. + 0.25 * 2 модуль. Семинары
- 2025/2026 4th module0.05 * 3 модуль. Доклад + 0.1 * 3 модуль. Письменная работа + 0.1 * 3 модуль. Семинары + 0.05 * 4 модуль. Доклад + 0.1 * 4 модуль. Письменная работа + 0.1 * 4 модуль. Семинары + 0.5 * 4 модуль. Экзамен.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для вузов / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 284 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564915 (дата обращения: 03.04.2025).
- Аристотель. Евдемова этика. - М., 2005. - 448 с. ISBN 5-9540-0025-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/346442
- Гоббс, Т. Leviathan in 2 volumes. V 1. Левиафан в 2 т. Том 1 / Т. Гоббс. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 284 с. — (Читаем в оригинале). — ISBN 978-5-534-06074-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564293 (дата обращения: 03.04.2025).
- Гоббс, Т. Leviathan in 2 volumes. V 2. Левиафан в 2 т. Том 2 / Т. Гоббс. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 266 с. — (Читаем в оригинале). — ISBN 978-5-534-06076-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564395 (дата обращения: 03.04.2025).
- Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От Древнего мира до эпохи Просвещения : учебник для вузов / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 290 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01841-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451606 (дата обращения: 27.08.2024).
- Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. От XVII до XXI века : учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 402 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01843-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434227 (дата обращения: 28.08.2023).
- Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения, Горфункель, А. Х., 1977
- Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки, пер. с нем. А. Л. Пестова, 518 с., Шеллинг, Ф. В. Й., 1998
- Избранное, Лессинг, Г. Э., 1980
- Избранное: Христианская философия : [пер. с фр. и англ.], Жильсон Э., 2004
- История Картинной галереи Эрмитажа (1764 - 1917), Левинсон - Лессинг, В. Ф., 1985
- Критика чистого разума, Кант, И., 2018
- Лаокоон, или о границах живописи и поэзии, Лессинг, Г. Э., 1957
- Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, Лессинг, Г.Э., 2012
- Понятие единого в европейской философии XIII века: Альберт Великий, Фома Аквинский и Дунс Скот : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.03, Федчук, Д. А., 2020
- Ранние философские сочинения, Шеллинг, Ф. В. Й., 2000
- Сочинения. Т. 1: ., Гоббс, Т., 1989
- Сочинения. Т. 2: ., Гоббс, Т., 1991
- Сочинения. Т.1: ., Декарт, Р., 1989
- Сочинения. Т.1: ., Лейбниц, Г. В., 1982
- Сочинения. Т.1: ., Шеллинг, Ф. В. Й., 1987
- Сочинения. Т.2: ., Лейбниц, Г. В., 1983
- Сумма теологии. 2: Часть первая. Вопросы 65 - 119, Фома Аквинский, ., 2007
- Учение о душе, Фома Аквинский, ., 2004
- Философские основания учения о гражданине, Гоббс, Т., 2001
- Фома Аквинский. (n.d.). Сумма теологии. Часть первая. Вопрос XLIX. О причине зла. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fsumma-teologii-chast-pervaya-vopros-xlix-o-prichine-zla
- Человек, Декарт, Р., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- 18274 - Alpina - Метафизика - Аристотель - Художественная литература - https://hse.alpinadigital.ru/book/18274
- Аристотель, -. Метафизика / Аристотель ; переводчик А. В. Кубицкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 241 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07009-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564914 (дата обращения: 03.04.2025).
- Аристотель, Метафизика / Аристотель. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 341 с. — ISBN 978-5-507-38100-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/47029 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Декарт, Р. Правила для руководства ума / Р. Декарт ; переводчик В. И. Пиков. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 97 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07153-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564961 (дата обращения: 03.04.2025).
- Сочинения. Т.1: ., Аристотель, ., 1975
- Сочинения. Т.1: ., Аристотель, ., 1976
- Сочинения. Т.2: ., Аристотель, ., 1978
- Сумма теологии. 1: Часть первая. Вопросы 1 - 64, Фома Аквинский, ., 2006
- Философ и теология, Жильсон, Э., 1995
- Философия в средние века : от истоков патристики до конца ХIV века, Жильсон, Э., 2004