2025/2026





Научно-исследовательский семинар "Проблемы изучения немецкой литературы: текст, подтекст, контекст"
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар «Проблемы изучения немецкой литературы: текст, подтекст, контекст» адресован прежде всего студентам, заинтересованным в углубленном изучении немецкой литературы на языке оригинала. Ключевая проблематика курса выстраивается вокруг темы «Немецкая литература между мифом и кризисом»: литературный текст рассматривается не только как эстетическая форма, но и как симптом эпохи, язык памяти, форма культурного самопознания. Курс предполагает своего рода «бифокальную оптику»: немецкая литература изучается как национальная традиция и как часть общеевропейского художественного поля. В центре внимания — пограничные состояния литературы: между собственным и чужим, традицией и инновацией, образом и языком, историей и мифотворчеством. Особое внимание уделяется транснациональным процессам — переводам, рецепции, культурному трансферу — и фигурам-посредникам между литературными мирами. В ходе освоения курса будут расширены и систематизированы знания о развитии немецкой литературной традиции, на материале художественных текстов разных периодов усовершенствованы навыки научного комментирования с использованием разных методологических подходов и школ. Также предполагается совместная и индивидуальная научная деятельность – комментирование источников, составление библиографических описаний, выступление с докладами, участие в научной дискуссии. Задача курса подготовка научно-исследовательского кейса в рамках курсовой или дипломной работы.
Цель освоения дисциплины
- систематизация и углубление знаний, приобретенных студентами на курсах истории и теории литературы
- овладение профессиональной терминологией, методами и навыками чтения и филологического анализа текста на русском и немецком языке, методами ведения научной дискуссии
- совершенствование умений и навыков, необходимых для проведения самостоятельного академического исследования и написания научной работы
Планируемые результаты обучения
- уметь анализировать художественные тексты разных культурных традиций и сравнивать их
- знать основные механизмы культурного трансфера и уметь использовать их в своем анализе
- знать особенности терминологии немецкого литературоведения
- иметь навыки публичной дискуссии по проблематике своего исследования
- Уметь охарактеризовать национальные особенности экспрессионизма
Содержание учебной дисциплины
- Литература послевоенной Германии
- Литература после катастрофы: война и миф языка
- Происхождение национального мифа: Германия как литературный проект
- "Большой город" в поэзии экспрессионизма. Изображение Берлина и Парижа.
- Немецкий экспрессионизм:поэтика и субкультура
- Австрийский импрессионизм и поэзия Арно Хольца
- Теория немецкого натурализма в контексте французской и русской традиции. Драмы Герхарда Гауптмана.
- Специфика Fin de siècle в Германии. Натурализм и символизм.
- Die Moderne. Начало эпохи модернизма в Германии. Первые переводы Бодлера.
- Культурный трансфер как проблема литературоведения. Поэт на границе культур: Шамиссо, Гейне.
- Европейская рецепция немецкого романтизма
- Немецкий модернистский роман.
Элементы контроля
- обоснование выбора исследовательской темыЕсли студент демонстрирует результаты обучения, превосходящие предусмотренные программой учебной дисциплины, то он может получить оценку 9 или 10 баллов.
- выполнение письменных домашних заданий и написание эссеЕсли студент демонстрирует результаты обучения, превосходящие предусмотренные программой учебной дисциплины, то он может получить оценку 9 или 10 баллов.
- участие в дискуссиях на семинарахЕсли студент демонстрирует результаты обучения, превосходящие предусмотренные программой учебной дисциплины, то он может получить оценку 9 или 10 баллов.
- презентация курсовой работыЕсли студент демонстрирует результаты обучения, превосходящие предусмотренные программой учебной дисциплины, то он может получить оценку 9 или 10 баллов.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.25 * выполнение письменных домашних заданий и написание эссе + 0.25 * обоснование выбора исследовательской темы + 0.25 * презентация курсовой работы + 0.25 * участие в дискуссиях на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Jeßing, Benedikt. Neuere deutsche Literaturgeschichte : Eine Einführung, Narr Francke Attempto, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=5043923.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Jahraus, Oliver. Die 101 wichtigsten Fragen: Deutsche Literatur, C.H. Beck, 2013. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4556690.