• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Научно-исследовательский семинар "Проблемы изучения немецкой литературы: текст, подтекст, контекст"

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Проблемы изучения немецкой литературы: текст, подтекст, контекст» адресован прежде всего студентам, заинтересованным в углубленном изучении немецкой литературы на языке оригинала. Ключевая проблематика курса выстраивается вокруг темы «Немецкая литература между мифом и кризисом»: литературный текст рассматривается не только как эстетическая форма, но и как симптом эпохи, язык памяти, форма культурного самопознания. Курс предполагает своего рода «бифокальную оптику»: немецкая литература изучается как национальная традиция и как часть общеевропейского художественного поля. В центре внимания — пограничные состояния литературы: между собственным и чужим, традицией и инновацией, образом и языком, историей и мифотворчеством. Особое внимание уделяется транснациональным процессам — переводам, рецепции, культурному трансферу — и фигурам-посредникам между литературными мирами. В ходе освоения курса будут расширены и систематизированы знания о развитии немецкой литературной традиции, на материале художественных текстов разных периодов усовершенствованы навыки научного комментирования с использованием разных методологических подходов и школ. Также предполагается совместная и индивидуальная научная деятельность – комментирование источников, составление библиографических описаний, выступление с докладами, участие в научной дискуссии. Задача курса  подготовка научно-исследовательского кейса в рамках курсовой или дипломной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • систематизация и углубление знаний, приобретенных студентами на курсах истории и теории литературы
  • овладение профессиональной терминологией, методами и навыками чтения и филологического анализа текста на русском и немецком языке, методами ведения научной дискуссии
  • совершенствование умений и навыков, необходимых для проведения самостоятельного академического исследования и написания научной работы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь анализировать художественные тексты разных культурных традиций и сравнивать их
  • знать основные механизмы культурного трансфера и уметь использовать их в своем анализе
  • знать особенности терминологии немецкого литературоведения
  • иметь навыки публичной дискуссии по проблематике своего исследования
  • Уметь охарактеризовать национальные особенности экспрессионизма
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Литература послевоенной Германии
  • Литература после катастрофы: война и миф языка
  • Происхождение национального мифа: Германия как литературный проект
  • "Большой город" в поэзии экспрессионизма. Изображение Берлина и Парижа.
  • Немецкий экспрессионизм:поэтика и субкультура
  • Австрийский импрессионизм и поэзия Арно Хольца
  • Теория немецкого натурализма в контексте французской и русской традиции. Драмы Герхарда Гауптмана.
  • Специфика Fin de siècle в Германии. Натурализм и символизм.
  • Die Moderne. Начало эпохи модернизма в Германии. Первые переводы Бодлера.
  • Культурный трансфер как проблема литературоведения. Поэт на границе культур: Шамиссо, Гейне.
  • Европейская рецепция немецкого романтизма
  • Немецкий модернистский роман.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий обоснование выбора исследовательской темы
    Если студент демонстрирует результаты обучения, превосходящие предусмотренные программой учебной дисциплины, то он может получить оценку 9 или 10 баллов.
  • неблокирующий выполнение письменных домашних заданий и написание эссе
    Если студент демонстрирует результаты обучения, превосходящие предусмотренные программой учебной дисциплины, то он может получить оценку 9 или 10 баллов.
  • неблокирующий участие в дискуссиях на семинарах
    Если студент демонстрирует результаты обучения, превосходящие предусмотренные программой учебной дисциплины, то он может получить оценку 9 или 10 баллов.
  • неблокирующий презентация курсовой работы
    Если студент демонстрирует результаты обучения, превосходящие предусмотренные программой учебной дисциплины, то он может получить оценку 9 или 10 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.25 * выполнение письменных домашних заданий и написание эссе + 0.25 * обоснование выбора исследовательской темы + 0.25 * презентация курсовой работы + 0.25 * участие в дискуссиях на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Jeßing, Benedikt. Neuere deutsche Literaturgeschichte : Eine Einführung, Narr Francke Attempto, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=5043923.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jahraus, Oliver. Die 101 wichtigsten Fragen: Deutsche Literatur, C.H. Beck, 2013. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4556690.

Авторы

  • Лагутина Ирина Николаевна
  • Коновалова Юлия Юрьевна