• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Научно-исследовательский семинар "Лексическая типология"

Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Цели освоения дисциплины «Лексическая типология» включают ознакомление со следующими языковыми феноменами и лингвистическими представлениями: представление о лексике как о сложно организованноий системе; типологическое изучение систем языковых значениий; способы выражения лексического значения говорящим; типы и механизмы ошибочного выражения лексического значения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать базовые понятия лексики, основные принципы организации лексики и основные параметры вариативности лексических значений; уметь выявлять лексически выраженные значения, сравнивать и систематизировать их; владеть базовыми навыками и методами анализа лексических значений. Дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Языковое разнообразие (лингвистическая типология, социолингвистика, языки России, языки мира); Теория языка (морфология, синтаксис, семантика, дискурс).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализирует лексический материал, систематизирует его
  • анализирует ошибки нестандартных носителей языка
  • выявляет релевантные параметры для существующих в системе противопоставлений
  • знает объект изучения лексической типологии
  • знает особенности разных подходов в лексической типологии
  • находит закономерности поведения лексических единиц
  • соотносит материал известных ему языков с семантической картой
  • умеет читать разные виды семантических карт
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Проблема системности в лексике
  • Особенности ошибок наследников, принципы их анализа, классификации и корпусной разметки; возможность построения типологии в этой области
  • Основные подходы к лексической семантике и лексической типологии
  • Компьютерные методы в лексической типологии
  • Пример лексико- типологического исследования: Aquamotion
  • Пример лексико- типологического исследования: глаголы вращения
  • Пример лексико- типологического исследования: глаголы звука
  • Пример лексико- типологического исследования: качественные признаки
  • Case studies: корпус ошибок
  • Case studies: лексическая типология
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии.
  • неблокирующий экзамен (презентация исследовательского проекта)
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.29 * активность на семинарах + 0.1 * домашнее задание + 0.2 * контрольная работа + 0.41 * экзамен (презентация исследовательского проекта)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Шафиков, С. Г. Лексическая типология языков : учебное пособие / С. Г. Шафиков. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 173 с. — ISBN 978-5-9765-4058-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/116113 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лисенкова, И. М., Современный русский язык. Лексическая семантика. Синтагматика лексических единиц : учебное пособие / И. М. Лисенкова. — Москва : Русайнс, 2018. — 133 с. — ISBN 978-5-4365-0500-8. — URL: https://book.ru/book/925949 (дата обращения: 03.04.2025). — Текст : электронный.

Авторы

  • Резникова Татьяна Исидоровна