• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Русская литература XX века

Статус: Курс обязательный (Филология)
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе освоения дисциплины студенты сформируют навыки ориентации в русском историко-литературном процессе на фоне западноевропейского, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; познакомятся с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы ХХ в., с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией; освоят принципы анализа текстов XX в. при помощи разнообразного филологического инструментария, применяемого гибко и корректно; усовершенствуют навыки самостоятельной исследовательской работы. У студентов сформируется представление о персональном составе русской литературы ХХ в. и важнейших сочинениях, составивших по мере развития словесности национальный канон; о базовых чертах изучаемого периода, исторических и социокультурных, и их динамике; о судьбе важнейших произведений ХХ в. (и их авторов) в критике и литературной полемике; о наиболее существенных литературных школах, обществах и кружках. Студенты научатся сопоставлять тексты в рамках жанров и видеть их модификации; различать биографические контексты, значимые для понимания текста. Формы контроля: письменная работа, экзамен. Отдельные задания в рамках дисциплины предполагают в том числе использование технологий искусственного интеллекта, машинного обучения и генеративных моделей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение студентами знаний о языке и письменной культуре Древней Руси как части общеславянского литературно-языкового пространства и об основных понятиях исторической социолингвистики
  • Целями освоения дисциплины "История русской литературы. Ч. 4. Русская литература XX века" являются - формирование у студентов навыков ориентации в историко-литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; - знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы XX века, ее эволюцией и основными методологическими подходами к ее изучению; - развитие у студентов навыков анализа текстов недавнего прошлого при помощи корректно применяемого разнообразного филологического инструментария; - подготовка к профессиональной деятельности, в том числе закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы.
  • Целями освоения дисциплины «История русской литературы. Ч. III. Русская литература XIX – начала ХХ вв.: 1826 – 1913» являются: - формирование у студентов навыков ориентации в историко-литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; - знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы XIX – начала ХХ вв., с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией; - развитие у студентов навыков анализа текстов прошлого при помощи разнообразного филологического инструментария, применяемого гибко и корректно; - подготовка к профессиональной деятельности, в том числе закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - персональный состав русской литературы XIX – начала ХХ вв. и важнейшие сочинения, составившие по мере развития словесности национальный канон; - базовые черты «русского XIX века», исторические и социокультурные, и их динамику в различные периоды (царствования); - судьбу важнейших произведений XIX – начала ХХ в. (и их авторов) в критике и литературной полемике; - наиболее существенные литературные школы, общества и кружки.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: • Знать: • - персональный состав русской литературы XX в. и важнейшие сочинения, составившие по мере развития словесности национальный канон; • - базовые черты «русского XX века», исторические и социокультурные, и их динамику в различные периоды; • - важнейшие интерпретации произведений и индивидуальных художественных систем XX в. в современном им контексте (критика, литературная полемика, государственная идеологическая политика) и филологической науке; • - наиболее существенные литературные школы, общества и кружки. • Уметь: • - проецировать тексты периода на русский и западноевропейский литературный и исторический фон и претекст; • - сопоставлять тексты в рамках жанра (нескольких жанров) и видеть их модификации: • - различать биографические контексты, значимые для понимания того или иного текста (серии текстов). • Иметь навыки (приобрести опыт): • - полифокусного анализа текстов XX в.; • - отслеживания динамики развития литературы.
  • Развитие представлений о фонетическом и рамматическом строе русского книжного (литературного) языка XI-XVII вв. в его сопоставлении с восточнославянскими диалектами
  • Уметь: - проецировать тексты периода на русский и западноевропейский литературный и исторический фон и претекст; - сопоставлять тексты в рамках жанра (нескольких жанров) и видеть их модификации; - различать биографические контексты, значимые для понимания того или иного текста (круга текстов).
  • Формирование у студентов умений и практических навыков чтения церковнославянских и древнерусских текстов XI-XVII вв.
  • Иметь навыки (приобрести опыт): - полифокусного анализа текстов XIX – начала ХХ вв.; - отслеживания динамики развития литературы.
  • Усвоение знаний о периодизации древнерусской литературы
  • Усвоение знаний о жанрах русской словесности допетровского времени, их особенностях, основных произведениях этих жанров
  • Целями освоения дисциплины «История русской литературы. Ч. II. Русская литература XVIII - первой четверти XIX века» являются: • формирование у студентов навыков ориентации в историко-литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; • знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы XVIII - первой четверти XIX века, с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией; • развитие у студентов навыков анализа текстов прошлого при помощи разнообразного филологического инструментария, применяемого гибко и корректно; • подготовка к профессиональной деятельности, в том числе к самостоятельной исследовательской работе.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: • базовые черты «русского XVIII века» и «александровского времени», исторические и социокультурные; • основные подходы к изучению этих периодов (отечественные и зарубежные); • систему жанров русской литературы в XVIII – первой четверти XIX в. и ее эволюцию; • границу между литературой как таковой и паралитературными явлениями, как она пересматривалась в течение XVIII – первой четверти XIX столетия; • персональный состав литературы и важнейшие сочинения, составившие по мере развития словесности национальный канон. уметь: • проецировать тексты периода на западноевропейский и русский литературный и исторический фон; • сопоставлять тексты в рамках жанра (нескольких жанров) и видеть их модификации: • различать биографические контексты, значимые для понимания того или иного текста (серии текстов). иметь навыки: • полифокусного анализа текстов XVIII – первой четверти XIX в.; • отслеживания динамики развития литературы. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: ◦ История (семиотика истории); ◦ Введение в филологию; • Ключевые тексты русской литературы XIX и XX веков; ◦ История русской литературы. Ч. I. Русская словесность допетровского времени.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент интерпретирует произведения и описывает индивидуальные художественные системы XX в. в современном им контексте (критики, литературной полемики, государственной идеологической политики) и в контексте филологической науки (по темам раздела 1).
  • студент интерпретирует произведения и описывает индивидуальные художественные системы XX в. в современном им контексте (критики, литературной полемики, государственной идеологической политики) и в контексте филологической науки (по темам раздела 2)
  • студент интерпретирует произведения и описывает индивидуальные художественные системы XX в. в современном им контексте (критики, литературной полемики, государственной идеологической политики) и в контексте филологической науки (по темам раздела 3).
  • Студент интерпретирует произведения и описывает индивидуальные художественные системы XX в. в современном им контексте (критики, литературной полемики, государственной идеологической политики) и в контексте филологической науки.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1
  • Раздел 1 (Продолжение)
  • Раздел 1 (Продолжение 2)
  • Раздел 1 (Продолжение 3)
  • Раздел 1 (Продолжение 4)
  • Раздел 2
  • Раздел 2 (Продолжение)
  • Раздел 2 (Продолжение 2)
  • Раздел 2 (Продолжение 3)
  • Раздел 2 (Продолжение 4)
  • Раздел 3
  • Раздел 3 (Продолжение)
  • Раздел 3 (Продолжение 2)
  • Раздел 3 (Продолжение 3)
  • Раздел 3 (Продолжение 4)
  • Раздел 3 (Продолжение 5)
  • Раздел 3 (Продолжение 6)
  • Раздел 3 (Продолжение 7)
  • Раздел 3 (Продолжение 8)
  • Раздел 4 Литература второй половины ХХ века
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Модульная работа
    Для поиска материала (но не для аналитики и выводов, которые должны быть САМОСТОЯТЕЛЬНЫ!!!) возможно использовать нижеперечисленные инструменты: Для поиска научной литературы для эссе можно обращаться к специализированным библиометрическим инструментам, использующим генеративные модели, типа Litmaps (https://www.litmaps.com/), Connected papers (https://www.connectedpapers.com/), Inciteful (https://inciteful.xyz/), Open Knowledge Maps (https://openknowledgemaps.org), VOSviewer (https://www.vosviewer.com).
  • неблокирующий Устный ответ
  • неблокирующий Контрольная работа
    Для поиска материала (но не для аналитики и выводов, которые должны быть САМОСТОЯТЕЛЬНЫ!!!) возможно использовать нижеперечисленные инструменты: Для поиска научной литературы для эссе можно обращаться к специализированным библиометрическим инструментам, использующим генеративные модели, типа Litmaps (https://www.litmaps.com/), Connected papers (https://www.connectedpapers.com/), Inciteful (https://inciteful.xyz/), Open Knowledge Maps (https://openknowledgemaps.org), VOSviewer (https://www.vosviewer.com).
  • неблокирующий Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.3 * Модульная работа + 0.7 * Устный ответ
  • 2025/2026 3rd module
    0.5 * Контрольная работа + 0.5 * Письменный экзамен

Авторы

  • Степанов Александр Геннадьевич
  • Куницын Георгий Владимирович
  • Поливанов Константин Михайлович
  • Баринова Анастасия Александровна