• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Алгебра

Язык: русский
Контактные часы: 144

Программа дисциплины

Аннотация

В настоящем курсе изучаются основы линейной и общей алгебры. Линейная алгебра является базовым инструментом, использующимся наравне с математическим анализом во всех прикладных дисциплинах. Курс развивает абстрактное математическое мышление, а также знакомит с мощными инструментами и идеями, применяемыми в теории вероятности и математической статистике, анализе данных, машинном обучении, обработке сигналов и других областях компьютерных наук и математики. Настоящая дисциплина является обязательной и относится к базовым дисциплинам профессионального цикла. Для освоения учебной дисциплины не требуются знания и компетенции, выходящие за пределы требований к поступающим на программу бакалавриата. Изучение данной дисциплины базируется на школьном курсе алгебры и начал анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие математического кругозора и алгебраического мышления студентов.
  • Обучение студентов важнейшим теоретическим положениям линейной алгебры, началам абстрактной алгебры, матричным методам.
  • Выработка у студентов навыков решения конкретных задач, требующих исследования систем линейных уравнений, применения матричных вычислений, многомерной геометрии, линейных операторов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение вычислять определители матриц (в том числе, используя определение), находить ранги матриц.
  • Умение выяснять является ли данный алгебраический объект линейным пространством. Уметь находить матрицы линейных операторов, выяснять когда эти матрицы имеют простейший вид и находить его.
  • Умение исследовать строение групп. Умение применять основы шифрования. Умение выяснять, является ли данной множество кольцом, полем, алгеброй и уметь устанавливать изоморфизмы между ними.
  • Умение классифицировать кривые и поверхности второго порядка и приводить их к каноническому виду с помощью ортогонального преобразования и сдвига.
  • Умение находить расстояния между вектором и линейным многообразием в евклидовом пространстве. Умение находить основные матричные разложения.
  • Умение находить фундаментальную систему решений однородной СЛАУ, находить общее решение неоднородной СЛАУ, исследовать СЛАУ на совместность.
  • Умение приводить билинейные и квадратичные формы к каноническому виду, исследовать их на положительную и отрицательную определенность.
  • Умение применять основные векторные и матричные операции для решения задач аналитической геометрии.
  • Умение работать с комплексными числами (в частности, умение извлекать комплексные корни). Умение выяснять, является ли данное множество с данной бинарной операцией полугруппой, моноидом, группой.
  • Умение решать системы линейных уравнений при помощи алгоритма Гаусса, выполнять операции над матрицами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Системы линейных уравнений, матрицы
  • Определители
  • Системы линейных уравнений, матрицы (продолжение)
  • Векторная алгебра. Элементы аналитической геометрии
  • Комплексные числа
  • Элементы общей алгебры
  • Линейные пространства. Линейные отображения и операторы.
  • Билинейные и квадратичные функции, евклидовы пространства
  • Кривые и поверхности второго порядка
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №1
    Письменная работа, 120 минут. Решение о повторной сдаче (дописывании) контрольной работы принимается преподавателями. В случае положительного решения повторная сдача контрольной возможна только для пропустивших по уважительной причине.
  • неблокирующий ИДЗ №1
    Индивидуальное домашнее задание (ИДЗ) по материалу модуля. ИДЗ принимается только в рукописном виде.
  • неблокирующий ИДЗ №2
    Индивидуальное домашнее задание (ИДЗ) по материалу модуля. ИДЗ принимается только в рукописном виде.
  • неблокирующий Семинары
    Активность на семинарах и выполнение регулярного домашнего задания. Домашнее задание принимается только в рукописном виде.
  • неблокирующий Экзамен
    Письменная работа на 120 минут.
  • неблокирующий Контрольная работа №3
    Письменная работа, 120 минут. Решение о повторной сдаче (дописывании) контрольной работы принимается преподавателями. В случае положительного решения повторная сдача контрольной возможна только для пропустивших по уважительной причине.
  • неблокирующий Коллоквиум №1
    Сдача коллоквиума по алгебре состоит из двух этапов: • Этап 1: Определения. Студент получает 5 определений из списка, на их написание даётся 10 минут, после чего происходит беседа с принимающим. Для прохождения этого этапа необходимо верно ответить хотя бы 4 определения из 5. При этом оценка за этап равна N - 3, где N – количество верно отвеченных определений. Под верно отвеченным определением подразумевается не только верная формула или формулировка, но и их понимание. • Этап 2: Доказательства. Студент получает 2 вопроса на доказательство, на их написание даётся 40 минут, после чего начинается опрос принимающим. По результатам опроса выставляется оценка. За частично верные рассуждения можно получить промежуточные баллы. Могут быть заданы дополнительные вопросы по билету. Правила проведения коллоквиума могут быть дополнены или изменены по решению руководителя дисциплины, в этом случае актуальные правила будут высланы студентам накануне коллоквиума. Решение о повторной сдаче и пересдаче коллоквиума принимается преподавателями. В случае положительного решения повторная сдача коллоквиума без понижающего коэффициента возможна только для пропустивших по уважительной причине. В случае положительного решения о проведении пересдачи оценка за пересдачу умножается на понижающий коэффициент. В зачёт идёт оценка за пересдачу.
  • неблокирующий Коллоквиум №2
    Сдача коллоквиума по алгебре состоит из двух этапов: • Этап 1: Определения. Студент получает 5 определений из списка, на их написание даётся 10 минут, после чего происходит беседа с принимающим. Для прохождения этого этапа необходимо верно ответить хотя бы 4 определения из 5. При этом оценка за этап равна N - 3, где N – количество верно отвеченных определений. Под верно отвеченным определением подразумевается не только верная формула или формулировка, но и их понимание. • Этап 2: Доказательства. Студент получает 2 вопроса на доказательство, на их написание даётся 40 минут, после чего начинается опрос принимающим. По результатам опроса выставляется оценка. За частично верные рассуждения можно получить промежуточные баллы. Могут быть заданы дополнительные вопросы по билету. Правила проведения коллоквиума могут быть дополнены или изменены по решению руководителя дисциплины, в этом случае актуальные правила будут высланы студентам накануне коллоквиума. Решение о повторной сдаче и пересдаче коллоквиума принимается преподавателями. В случае положительного решения повторная сдача коллоквиума без понижающего коэффициента возможна только для пропустивших по уважительной причине. В случае положительного решения о проведении пересдачи оценка за пересдачу умножается на понижающий коэффициент. В зачёт идёт оценка за пересдачу.
  • неблокирующий ИДЗ №3
    Индивидуальное домашнее задание (ИДЗ) по материалу модуля. ИДЗ принимается только в рукописном виде.
  • неблокирующий ИДЗ №4
    Индивидуальное домашнее задание (ИДЗ) по материалу модуля. ИДЗ принимается только в рукописном виде.
  • неблокирующий Семинары
    Активность на семинарах и выполнение регулярного домашнего задания. Домашнее задание принимается только в рукописном виде.
  • блокирующий Экзамен
    Письменная работа на 120 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    Формула оценивания: О1=0,27∙О_(Кр-1мод)+0,12∙О_(ИДЗ-1 и 2 мод)+0,16∙О_(Сем-1)+0,45∙О_(Экз.раб.-1). Оценки за индивидуальные домашние задания в 1 и 2 модулях вычисляются как среднее арифметическое О_(ИДЗ-мод1) и О_(ИДЗ-мод2).
  • 2025/2026 4th module
    Формула оценивания: О2=0,21∙О_(КР-3мод)+ 0,24∙О_(Коллоквиум-3 и 4мод)+ 0,08∙О_(ИДЗ-3 и 4 мод)+0,12∙О_(Сем-2)+0,45∙О_(Экз.раб.-2). Оценки за индивидуальные домашние задания в 3 и 4 модулях вычисляются как среднее арифметическое О_(ИДЗ-мод3) и О_(ИДЗ-мод4). Оценка за коллоквиумы в 3 и 4 модулях вычисляется как среднее арифметическое О_(Коллоквиум-мод3) и О_(Коллоквиум-мод4).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алгебра и аналитическая геометрия. Т.2, Ч.1: Теоремы и задачи, Ким, Г. Д., 2003
  • Аналитическая геометрия и линейная алгебра. Ч.1: ., Умнов, А. Е., 2006
  • Введение в алгебру. Ч.1: Основы алгебры, Кострикин, А. И., 2009
  • Введение в алгебру. Ч.2: Линейная алгебра, Кострикин, А. И., 2009
  • Введение в алгебру. Ч.3: Основные структуры алгебры, Кострикин, А. И., 2009
  • Курс алгебры, Винберг, Э. Б., 2002
  • Курс аналитической геометрии и линейной алгебры : учебник для вузов, Беклемишев, Д. В., 2009
  • Линейная алгебра : учебник и практикум для бакалавров, Бурмистрова, Е. Б., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Беклемишев, Д. В. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры : учебник для вузов / Д. В. Беклемишев. - 12-е изд., испр. - Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2009. - 312 с. - ISBN 978-5-9221-0979-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1913526
  • Тыртышников, Е. Е. Матричный анализ и линейная алгебра / Е. Е. Тыртышников. - Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2007. - 480 с. - ISBN 978-5-9221-0778-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/544658

Авторы

  • Самоненко Илья Юрьевич
  • Михайлец Екатерина Викторовна
  • Кононова Елизавета Дмитриевна