Бакалавриат
2025/2026





Электронная коммерция в национальном и международном деловом обороте
Статус:
Курс по выбору (Юриспруденция)
Кто читает:
Департамент правового регулирования бизнеса
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Электронная коммерция в национальном и международном обороте» посвящена углубленному изучению актуальных вопросов, возникающих в сфере отношений по поводу продвижения и реализации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав в сети Интернет, а также соответствующих интернет-сделок в отношении таких объектов. Роль международного частного права (МЧП) в регулировании указанных отношений при этом объясняется тем, что интернет-отношения, как правило, не ограничены государственными границами, а субъекты электронной коммерции, предлагающие товары, работы и услуги, в условиях глобализации современного мира и роста международного общения все чаще действуют трансгранично, тем самым формируя свое присутствие сразу в нескольких юрисдикциях и неизбежно сталкиваясь с вопросами, которые являются предметом МЧП. Дисциплина ориентирована на студентов, обладающих знаниями гражданского и предпринимательского права, гражданского и арбитражного процессов, и включает в себя такие вопросы, как предмет и субъекты электронной коммерции в МЧП, основные источники правового регулирования и тенденции развития, отдельные юрисдикционные вопросы, а также особенности коллизионного и материально-правового регулирования соответствующих отношений и т.д. Дисциплина подготовлена при участии практикующих юристов – специалистов в области правового сопровождения международного развития (ЕС, ЕАЭС, азиатские страны) различных субъектов электронной коммерции – онлайн-площадок, поэтому предполагает формирование у студентов практических навыков, необходимых для юридической работы в данной сфере. В частности, студенты в ходе освоения данной дисциплины познакомятся с национальным, наднациональным и международным регулированием в области электронной коммерции, осложненной иностранным элементом, а также узнают о ключевых проблемах, возникающих в электронной коммерции в контексте МЧП. По результатам освоения дисциплины студенты научатся оценивать различные подходы применительно к правовому регулированию международных частных отношений, возникающих в области электронной коммерции, и смогут использовать полученные правовые знания для решения соответствующих практических проблем.
Дисциплина предусматривает активное участие студентов в учебном процессе, проверочную работу в форме теста, анализ кейса-эссе и устный опрос (экзамен). Активность в учебном процессе включает обязательное посещение мастер-классов по дисциплине. Блокирующие элементы контроля отсутствуют. Для успешного освоения дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знать основные проблемы, подходы, институты, нормативное регулирование и перспективы развития в области электронной коммерции, осложненной иностранным элементом; уметь анализировать релевантную судебно-арбитражную практику; уметь формулировать исследовательский вопрос и участвовать в научных и практических дискуссиях как по проблематике дисциплины, так и по отдельным вопросам электронной коммерции и МЧП в целом; уметь анализировать частные интернет-отношения с иностранным элементом, применяя инструментарий МЧП; обладать навыками работы с научной литературой, аналитическими и статистическими материалами.
Цель освоения дисциплины
- ознакомление студентов со спецификой правового регулирования электронной коммерции на национальном уровне (РФ) и наднациональных уровнях (преимущественно ЕС и ЕАЭС); формирование навыков применения норм национального законодательства, международных договоров, актов негосударственного регулирования для работы с вопросами практического характера, возникающими в сфере электронной коммерции; формирование у студентов навыков анализа юридических источников, регулирующих отношения в сфере электронной коммерции.
Планируемые результаты обучения
- знает национальное законодательство и международные нормативные акты, регулирующие национальные и трансграничные отношения в области электронной коммерции; актуальные ключевые проблемы в области современной электронной коммерции; методы осуществления правового мониторинга субъектов права в электронной коммерческой деятельности; основную юридическую проблематику сферы электронной коммерции
- умеет оценивать различные теоретические подходы применительно к правовому регулированию национальных и трансграничных отношений в области электронной коммерции; использовать полученные правовые знания для решения практических проблем в электронной коммерческой деятельности с применением современных информационных технологий
- умеет анализировать и оценивать правовую ситуацию, сложившуюся в электронной коммерческой деятельности; формировать собственную позицию по вопросам из сферы электронной коммерции; анализировать положения национальных и международных нормативных актов, регулирующих отношения в области электронной коммерции, и применять их для решения практических задач в данной области
- владеет понятийным аппаратом правового регулирования электронной коммерции в национальном и международном аспектах; приемами и методами научно-исследовательской работы, а также приемами внедрения полученных результатов исследований в практическую деятельность государственных учреждений, коммерческих организаций, международных институтов; методиками применения полученных правовых знаний в ходе правотворческой и правоприменительной деятельности
- владеет методиками экспертной оценки нормативных правовых актов национального и международного характера в области электронной коммерции
Содержание учебной дисциплины
- Тема № 1. Понятие, предмет, принципы и источники правового регулирования в сфере электронной коммерции
- Тема № 2. Особенности регулирования отношений с потребителями (b2c)
- Тема № 3. Реклама и интеллектуальная собственность в сфере электронной коммерции
Элементы контроля
- Активность в учебном процессе
- Проверочная работа в форме теста
- Анализ кейса-эссе
- Устный опрос (экзамен)
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 4th module0.2 * Активность в учебном процессе + 0.2 * Анализ кейса-эссе + 0.2 * Проверочная работа в форме теста + 0.4 * Устный опрос (экзамен)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гаврилов, Л. П. Электронная коммерция : учебник и практикум для вузов / Л. П. Гаврилов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 579 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17867-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560846 (дата обращения: 03.04.2025).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Булатецкий, Ю. Е. Коммерческое право : учебник для вузов / Ю. Е. Булатецкий, И. М. Рассолов ; под редакцией С. Н. Бабурина, Н. А. Машкина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 431 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19711-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559786 (дата обращения: 03.04.2025).