• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Введение в регионоведение

Статус: Курс обязательный (Международные отношения)
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Введение в регионоведение» направлена на формирование целостного представления о регионоведении как комплексной междисциплинарной области знаний. Курс сочетает в себе подходы политологии, истории, экономики, культурологии и меж-дународных отношений. Студенты знакомятся с основными регионами мира, особенно-стями их исторического становления, социально-экономического развития, политических систем и культурной специфики. Особое внимание уделяется анализу взаимодействия регионов с глобальными центрами силы, интеграционным процессам, региональным конфликтам и проблемам безопасно-сти. Рассматривается влияние глобализации, регионализации и цивилизационных осо-бенностей на развитие мировой политики и экономики. Изучение курса способствует формированию навыков аналитической работы с региональной информацией, умению сопоставлять модели развития различных регионов, а также пониманию роли локальных особенностей в глобальных процессах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представление о регионоведении как научной и образовательной дисциплине.
  • Дать системное знание о ключевых регионах мира и их специфике.
  • Познакомить с методологией и методами регионального анализа.
  • Научить выявлять взаимосвязь глобальных и региональных процессов.
  • Развить способность к межкультурному и межрегиональному сравнению.
  • Подготовить к дальнейшему углублённому изучению отдельных регионов.
  • Сформировать у студентов понимание практической значимости региональных знаний для международных отношений, дипломатии, бизнеса и экспертной дея-тельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные понятия, категории и концепции регионоведения.
  • Знать исторические предпосылки формирования региональных систем.
  • Знать особенности политического, социального и культурного развития ключевых регионов мира.
  • Знать интеграционные процессы и их влияние на региональные отношения.
  • Знать современные вызовы и угрозы безопасности в различных регионах
  • Уметь применять методы анализа региональных процессов.
  • Уметь сопоставлять различные регионы по ключевым социально-политическим пара-метрам.
  • Уметь оценивать роль региона в мировой политике и экономике.
  • Уметь использовать междисциплинарные подходы для изучения регионов
  • Уметь анализировать источники и данные о регионах с научной позиции.
  • Владеть навыками критической оценки информации о региональных процессах
  • Владеть способами структурирования материала по регионам и странам.
  • Владеть методами прогнозирования региональных тенденций
  • Владеть приёмами подготовки аналитических материалов по отдельным регионам
  • Владеть компетенциями для участия в экспертно-аналитической, образовательной и практической деятельности, связанной с международным и региональным взаимодействием
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ : Тема 1. Введение в проблематику курса
  • Тема 2. Латинская Америка
  • Тема 3. Субсахарская Африка
  • Тема 4. Средний Восток и Северная Африка
  • Тема 5. Южная Азия
  • Тема 6. Юго-Восточная Азия
  • Тема 7. Восточная Азия
  • Тема 8. Австралия и Океания
  • Тема 9. Северная Америка
  • Тема 10. Северная Европа
  • Тема 11. Западная Европа
  • Тема 12. Южная Европа
  • Тема 13. Центральная и Восточная Европа
  • Тема 14. Постсоветское пространство
  • ТЕМЫ СЕМИНАРСКИЙ ЗАНЯТИЙ: Тема 1. Соотношение глобализации и регионализации в современном мире
  • Тема 2. Понятие, механизмы и особенности региональной интеграции
  • Тема 3. Политический фактор в современном развитии политических и экономических процессов в Латинской Америке
  • Тема 4. Социально-экономическое и политическое положение стран Африки южнее Сахары
  • Тема 5. Роль внешних сил в обеспечении безопасности в регионе Среднего Востока
  • Тема 6. Роль Индии в качестве нового центра силы
  • Тема 7. Современные проблемы региональной безопасности в Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии
  • Тема 8. Особенности региональной политики Новой Зеландии и Австралии
  • Тема 9. Современные подходы США к ключевым торгово-экономическим инициа-тивам и многосторонним институтам
  • Тема 10. Проблема политико-географического определения региона Центральной и Восточной Европы
  • Тема 11. Развитие евразийской интеграции (ЕАЭС и китайская инициатива «Пояса и Пути»)
  • Тема 12. Региональная политика ключевых стран ЕС
  • Тема 13. Санкции как новый инструмент экономической и политиче-ской войны
  • 14. Деловая игра по урегулированию регионального конфликта
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Дебаты
  • неблокирующий Деловая игра
    Форма: Студенты заранее делятся на команды (точное число команд зависит от рас-сматриваемого кейса). Каждая команда должна представить свою позицию (националь-ные интересы) по вопросу урегулирования регионального конфликта – какие их основ-ные требования и на каких условиях они готовы начать переговоры об урегулировании регионального конфликта. После того, как все команды представят свои пози-ции/условия, начинаются переговоры между командами. Основная цель – попытаться прийти к компромиссу по урегулированию регио-нального конфликта. Важно – на какие уступки готовы пойти все стороны для решения данной пробле-мы. Максимальное количество участников в одной команде – 6. У каждого участни-ка команды должна быть своя роль/должность (президент, премьер-министр, министр иностранных дел, министр обороны, советник президента и так далее). Студенты сами выбирают, в какой команде они будут находиться, а также распределяют между собой роли. На выдвижение официальных позиций/условий всех команд и переговоры дается 1 час, далее в течение 20 минут происходит подведение итогов переговоров и заключе-ние договора, в котором прописываются все условия мирного урегулирования регио-нального конфликта. Представитель от каждой команды (в зависимости от занимаемой должности) подписывает итоговый документ. Итоговая тема деловой игры, количество команд, перечень возможных внутрико-мандных ролей и список литературы под каждую команду будут разосланы студен-там за неделю до семинарского занятия.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме письменного теста по тематике лекционного курса. Форма: тест открытого типа с кратким свободным ответом. Экзамен проходит в конце второго модуля.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.05 * Дебаты + 0.05 * Деловая игра + 0.3 * Работа на семинарских занятиях + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • География мира. Регионы и страны мира : учебник и практикум для вузов / под редакцией Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 428 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18597-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561582 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Дергачев, В. А. Дергачей, В.А. Регионоведение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Регионоведение», «Международные отношения» / В.А. Дергачёв, Л.Б. Вардомский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. — 519 с. - ISBN 978-5-238-01732-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1028570

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Богатуров, А. Д. Международные отношения в Центральной Азии. События и документы : учебное пособие / А. Д. Богатуров, А. С. Дундич, В. Г. Коргун. — 2-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 560 с. — ISBN 978-5-7567-0753-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68668 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Колосов, В. А. Геополитика и политическая география : учебник / В. А. Колосов, Н. С. Мироненко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2005. — 479 с. — ISBN 5-7567-0143-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/144066 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Мартынов, Б. Ф. История международных отношений стран Латинской Америки и Карибского бассейна (XX — начало XXI в.) : учебник / Б. Ф. Мартынов. — Москва : Аспект Пресс, 2019. — 320 с. — ISBN 978–5–7567–1046–5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/144120 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Окунев, И. Ю. Политическая география: Современная российская школа : хрестоматия / И. Ю. Окунев, М. Н. Шестакова. — Москва : Аспект Пресс, 2022. — 544 с. — ISBN 978-5-7567-1147-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/185865 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Кривушин Иван Владимирович
  • Королев Александр Сергеевич
  • Белоус Юлия Александровна