Магистратура
2025/2026





Содержание образования: отечественные теории, зарубежные концепции, авторские практики
Статус:
Курс обязательный (Педагогическое образование)
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Федоров Олег Дмитриевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина знакомит студентов с научными концепциями и подходами к определению структуры и смыслового наполнения понятия «содержание образования». В рамках данного курса студенты познакомятся с классическими и современными текстами о педагогических идеях в области содержания общего образования, а также попробуют самостоятельно выстроить содержание разделов преподаваемого предмета в логике изучаемых моделей (культурологический подход, программируемое обучение, подход через «большие идеи», «задачный подход», явление-ориентированное образование, школа Френе, блочно-модульное планирование, вальдорфская педагогическая традиция). Дисциплина позволит расширить представление магистрантов о способах и формах работы с содержанием образования как на предметных уроках, так и за рамками учебных занятий.
Цель освоения дисциплины
- систематизация научно-теоретических и прикладных представлений студентов о концепте "содержание образования"
Планируемые результаты обучения
- студенты смогут характеризовать содержания образования как практический концепт в различные исторические периоды
- студенты смогут проектировать учебные ситуации в различных концепциях содержания образования
- Студенты смогут называть и характеризовать зарубежных теории и концепции содержания образования
- Студенты смогут описывать авторские концепции содержания образования
Содержание учебной дисциплины
- Представления о содержании образования с исторической ретроспективе
- Зарубежные представления о содержании образования
- Авторские практики воплощения идей о содержании образования
- Отечественные концепции содержания образования
Элементы контроля
- Презентация концепции зарубежной педагогики
- Тестированиетест из 10 вопрос с кратким ответом или выбором одного варианта ответа
- Эссе "Мой учитель и его концепция содержания образования"
- Разработка учебной ситуации
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.25 * Презентация концепции зарубежной педагогики + 0.3 * Разработка учебной ситуации + 0.25 * Тестирование + 0.2 * Эссе "Мой учитель и его концепция содержания образования"
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Classroom issues : practice, pedagogy and curriculum, , 2000
- Concept-based curriculum and instruction : teaching beyond the facts, Erickson, H. L., 2002
- Concept-based curriculum and instruction for the thinking classroom, Erickson, H. L., 2017
- Contemporary readings in curriculum, , 2008
- Curriculum and instruction, , 2012
- Беспощадный учитель : педагогика non - fiction, Ямбург, Е. А., 2018
- Искусство просвещать : практическая культурология для педагогов и родителей, Ямбург, Е. А., 2020
- История образования и педагогической мысли за рубежом и в России : учеб. пособие для вузов, Андреева, И. Н., 2002
- Как важно быть веселым : смех в педагогике и в жизни, Ямбург, Е. А., 2024
- Педагогика : учеб. пособие для вузов, Бордовская, Н. В., 2003
- Педагогика : учебник для вузов, Бордовская, Н. В., 2000
- Философия и история образования : учеб. пособие для вузов, Степашко, Л. А., 2003
- Школа на пути к свободе : культурно - историческая педагогика, Ямбург, Е. А., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Citizenship across the curriculum, , 2010
- И на камнях растут деревья : живая педагогика, Ямбург, Е. А., 2023
- Из тайных архивов русской школы : история образования в портретах и документах, Цирульников, А. М., 2021
- Как учились на Руси : история образования в России, Колпакова, О. В., 2009
- Педагогика : учебник для бакалавров, Подласый, И. П., 2013
- Трагический оптимизм : непрекращающийся диалог, Ямбург, Е. А., 2022