• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Групповая динамика и коммуникации в профессиональной практике программной инженерии

Статус: Курс по выбору (Программная инженерия)
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Сейчас ни для кого не секрет, что рынок труда меняется быстрее, нежели чем 30-40 лет назад. Это обусловлено стремительным ростом технологий и увеличением количества знаний и навыков. Особо заметен рост в сфере информационных технологий (ИТ), где прогресс не стоит на месте, и примерно каждые полгода появляется нечто кардинально новое. Вышеописанные факторы приводят к тому, что одному человеку практически невозможно добиться хорошего результата. На текущий момент ни один полноценный программный продукт не был написан кем-то в одиночку. И потому в индустрии разработки ПО навыки командной работы становятся критическими факторами успеха. Как следствие этого, обучение студентов ИТ-специальностей навыкам организации совместной деятельности необходимо и как актуальная потребность, диктуемая работодателем, и как конкурентное преимущество. В рамках образовательной программы «Программная инженерия» факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, изучение аспектов командного взаимодействия и разработки ПО реализуется на 2 курсе бакалавриата в рамках авторского курса «Групповая динамика и коммуникации в профессиональной практике программной инженерии». Ядро дисциплины – сквозной учебный проект по разработке ПО, выполняемый командами студентов (3-5 человек) и решающий нужды конкретного заказчика. Целью учебного проекта в данной дисциплине являются прохождение студентов через жизненный цикл разработки программного обеспечения, погружение в реальную практику и развитие комплекса ключевых компетенций. Наша миссия – сделать наших студентов конкурентоспособными на рынке труда за счет формирования у них целостного представления о состоянии, механизмах и основах продуктивной деятельности проектных команд в жизненном цикле разработки ПО.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • выработать навыки формирования и организации проектной команды и навыки использования командных методов работы
  • научить планировать деятельность проектной команды, в первую очередь, планировать управление человеческими ресурсами и коммуникацию в проекте
  • выработать навыки анализа и диагностики проблем эффективной работы проектных команд и определить способы совершенствования процессов управления
  • дать возможность практического применения приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций в профессиональной практике и деловом общении и получения опыта создания сплочённой высокопродуктивной команды
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные этапы в процессе командной разработки программного обеспечения
  • Применить приобретенные знания, умения, навыки и компетенции в профессиональной практике и деловом общении для создания сплочённой высокопродуктивной команды
  • Уметь пользоваться инструментами для командной разработки программного обеспечения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Понятие проекта. Понятие заказной разработки. Заказчик и исполнитель. Разные виды компаний-заказчиков: корпорации, стартапы, фирмы- подрядчики. Особенности, цели и строение каждой компании. Особенности групповой (командной) разработки.
  • Понятие команды. Построение команды c учетом результатов тестов Белбина, Хони-Мамфорда, Майерс-Бриггс
  • Решение конфликтов. Групповые коммуникации. Мозговой штурм. Питчинг идей.
  • Особенности заказной разработки. Выстраивание взаимодействия с заказчиком. Извлечение требований. Методы извлечения требований
  • Анализ предметной области. Прямые и косвенные аналоги. Выявление значимых критериев. Сравнительный анализ конкурентов. Выявление базовой и конкурентной функциональности
  • Распределённая система управления версиями Git. Основные операции. Командное взаимодействие с использованием Git
  • Методологии разработки – Waterfall, Agile, Scrum и пр.
  • Планирование проекта. Оценка трудоемкости проекта
  • Планирование проекта. Оценка бюджета проекта
  • Риски. Оценка рисков. Актуализация плана проекта с учетом разработанной таблицы рисков
  • UX/UI проектирование. Типы прототипов. Инструменты. Разработка пользовательского интерфейса. Принципы расположения элементов интерфейса. Хорошие практики. Карта экранов
  • Особенности составления технической документации по ГОСТ. ТЗ как юридический документ. Внесение изменений. Разбор типичных ошибок, возникающих при разработке ТЗ
  • Техника презентации продукта. Разработка презентации с учетом правил размещения текста и объектов на экране, а также принципов цветовосприятия
  • Ретроспектива. Лайфхаки проектной команды: выученные уроки, хорошие практики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий ДЗ1
    Прохождение психологического тестирования: выявление наилучшей роли в команде с помощью теста Белбина, определение типа по системе Майерс-Бриггс, Формирование эффективной команды с учетом главных принципов по Белбину и обоснование проектной роли каждого участника команды.
  • неблокирующий ДЗ2
    Каждой команде необходимо подготовить презентацию проекта (питч) по плану, представленному на лекции.
  • неблокирующий ДЗ4
    Извлечение требований у заказчика: проведение анкетирования и интервьюирования с фиксацией результатов в виде подписанных: Анкеты и Протокола встречи, а также Плана коммуникаций.
  • неблокирующий ДЗ5
    Проведение анализа предметной области, обоснование выявленных значимых критериев. Проведение сравнительного анализа, и подготовка по его результатам итогового документа с использованием командой технологии Git.
  • неблокирующий ДЗ6
    Построение плана проекта в виде диаграммы Ганта с приведением обоснования сроков
  • неблокирующий ДЗ7
    Формирование бюджета разработки, обоснование для заказчика статей расходов. Корректировка плана с учетом проведенной оценки рисков
  • неблокирующий ДЗ8
    Разработка интерфейса приложения
  • неблокирующий ДЗ9
    Разработка технического задания
  • неблокирующий Экз1
    Тест в LMS 25-30 вопросов с вариантами ответов и автоматической проверкой
  • неблокирующий Экз2
    Итоговая защита проекта в виде презентации с предоставлением всех разработанных документов, которые могут быть исправлены к защите с учетом полученных комментариев после проверки домашних заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    Итог1 – итоговая оценка по результатам первого модуля, которая формируется из накопленной оценки (Н1) и результатов экзамена (Экз1) Итог1 = Н1*0,7 + Экз1*0,3, где Н1 = ДЗ1*0,2 + ДЗ2*0,2 + ДЗ4*0,2 + ДЗ5*0,4, где ДЗ1, ДЗ2, ДЗ4, ДЗ5 – оценка за домашние задания №1, №2, №4 и №5 соответственно.
  • 2025/2026 2nd module
    Итог2 – итоговая оценка по результатам второго модуля, которая формируется из накопленной оценки (Н2) и результатов экзамена (Э2) Итог2 = Н2*0,7 + Экз2*0,3, где Н2 = ДЗ6*0,2 + ДЗ7*0,15 + ДЗ8*0,2 + ДЗ9*0,45, где ДЗ6, ДЗ7, ДЗ8, ДЗ9 – оценка за домашние задания №6, №7, №8 и №9 соответственно.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Методические основы управления ИТ - проектами : учебник для вузов, Грекул, В. И., 2011
  • Человеческие факторы в программной инженерии: рекомендации и требования к профессиональной квалиф... : учебник, Липаев, В. В., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология общения, Леонтьев, А.А., 2008

Авторы

  • Буцкая Евгения Александровна
  • Белова Наталья Сергеевна