Бакалавриат
2025/2026





Маркетинговые исследования
Статус:
Курс обязательный (Стратегия и продюсирование в коммуникациях)
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Первая часть дисциплины знакомит слушателей с основными количественными методами исследований, как основы для успешного изучения материала курса. Задачами освоения основного блока дисциплины «Маркетинговые исследования» являются: - оценка и применение основных видов и методов исследований рынка (по месту проведения, по частоте проведения, по охвату рынка, в зависимости от объекта наблюдения, по способу получения информации, пр.); - навыки анализа источников информации, используемых для оценки объема рынка; - применение методов исследований, используемых для тестирования элементов маркетинг микса, новых продуктов.
Цель освоения дисциплины
- Формирование навыков базового уровня для оценки рыночной ситуации заданного сегмента, планирования и контроля набора маркетинговых исследований, соответствующих маркетинговой стратегии компании и рыночной ситуации.
Планируемые результаты обучения
- Различает основные виды маркетинговых исследований потребителей: сущность, преимущества и ограничения, исследовательские методики, необходимые для решения маркетинговых задач; умеет грамотно ставить цели и задачи на проведение маркетингового исследования в виде технического задания (брифа); определяет основные этапы проведения маркетингового исследования
- Различает основные подходы маркетинговых исследований, направленных на определении оптимальной цены продукта; умеет интерпретировать результаты исследований, делать выводы относительно оптимальной цены
- Способен анализировать данные исследований по тестированию продуктов и упаковки; умеет интерпретировать результаты исследований, делать выводы и составлять рекомендации для принятия бизнес-решений; умеет анализировать результаты исследований, позволяющих спрогнозировать объем продаж нового продукта или услуги при различных уровнях известности, дистрибуции и цены; умеет составлять, анализировать и тестировать концепции для инноваций и реноваций
- Описывает основные методики по тестированию рекламных роликов, основные этапы пре-тестов роликов и алгоритм построения анкеты; описывает, как оценивается «эффективное донесение эффективного сообщения»
- Описывает значение аудита розничной торговли для целей маркетинга; ориентируется в основных «фактах» ритейл-аудита; умеет рассчитывать нумерическую и взвешенную дистрибуцию
- Может выделить существенные параметры для составления отборочной анкеты и умеет составлять план анкеты в количественном исследовании; может выделить существенные параметры для рекрутинга респондентов
- Способен интерпретировать результаты маркетинговых исследований в производственной компании; понимает основные принципы взаимодействия с исследовательскими агентствами; разбирается в ограничениях, сложностях и особенностях проведения маркетинговых исследований; способен оценивать роль, значение, функции отдела маркетинговых исследований с точки зрения consumer insights и business intelligence в структуре коммерческих компаний
- Умеет анализировать основные источники данных для анализа рынка с точки зрения его потенциала, места компаний и брендов; понимает значение каждого источника данных с точки зрения специфики измеряемых показателей
- Владеет методиками по проектированию CJM, изучению поведения потребителей в торговой точке
- Умеет анализировать данные трекингов эффективности рекламной кампании на рынке (влияние на KPIs марки), понимает суть понятий «краткосрочная» и «долгосрочная» мотивация
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Что такое маркетинговые исследования и для чего они нужны
- Тема 2. Анализ рыночной ситуации. Основные источники данных.
- Тема 3. Виды исследований. Постановка задачи исследования (бриф).
- Тема 4. Количественные методы исследования рынка и потребителей. Требования к анкете.
- Тема 5. Количественные методы исследования рынка и потребителя. Анализ данных.
- Тема 6. Изучение целевой аудитории. Подходы к сегментации потребителей.
- Тема 7. Разработка и тестирование новинок.
- Тема 8. Анализ коммуникации бренда.
- Тема 9. Тестирование продукта и упаковки.
- Тема 10. Ценовые маркетинговые исследования
- Тема 11. Исследования покупательского поведения.
- Тема 12. Роль исследований в стратегическом маркетинговом планировании.
Элементы контроля
- Промежуточная контрольная работаПроверка навыков анализа результатов исследований, подготовки выводов и рекомендаций.
- Индивидуальные заданияПодготовка кратких аналитических отчетов по предложенным темам (в формате презентации или текста) в рамках домашнего задания с последующей отправкой на электронную почту преподавателя в установленные сроки.
- Домашняя работа (в 1-м модуле)Проверка навыка использования исследовательского инструментария, рассмотренного на лекциях и разобранного на примерах в ходе семинарских занятий.
- Оценка за активность на семинарах
- Решение кейса1 кейс в течение курса, выполнение в группах по 4-5 человек в рамках домашнего задания
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * Домашняя работа (в 1-м модуле) + 0.2 * Индивидуальные задания + 0.25 * Оценка за активность на семинарах + 0.2 * Промежуточная контрольная работа + 0.15 * Решение кейса
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гришина, В. Т. Маркетинговые исследования : практикум / В.Т. Гришина. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2021. — 58 с. - ISBN 978-5-9558-0348-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1290482
- Маркетинговые исследования : учебник для среднего профессионального образования / под общей редакцией О. Н. Жильцовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 307 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16625-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560877 (дата обращения: 04.07.2025).
- Маркетинговые исследования: курс лекций : учебное пособие / Е. Н. Ванчикова, Н. А. Золотарева, О. А. Осодоева [и др.]. — Улан-Удэ : ВСГУТУ, 2015. — 196 с. — ISBN 978-5-89230-678-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/236288 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Скляр, Е. Н. Маркетинговые исследования: Практикум : учебное пособие / Е. Н. Скляр, Г. И. Авдеенко, В. А. Алексунин. — Москва : Дашков и К, 2021. — 216 с. — ISBN 978-5-394-04349-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/229460 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Григорян, Е. С. Маркетинговые коммуникации : учебник / Е.С. Григорян. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 294 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/1002563. - ISBN 978-5-16-014741-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1933163
- Романов, А. А. Маркетинговые коммуникации : учебник / А.А. Романов, И.М. Синяева, В.А. Поляков. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2022. — 384 с. - ISBN 978-5-9558-0194-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1839949