Бакалавриат
2025/2026





Математический анализ
Статус:
Курс обязательный (Математика)
Кто читает:
Факультет математики
Где читается:
Факультет математики
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
208
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен основам классического математического анализа (вещественные числа, множества вещественных чисел, последовательности и их пределы, функции вещественного переменного, пределы, производные, графики, формула Тейлора, функции нескольких переменных, дифференциалы отображений, числовые, степенные и функциональные ряды, интегралы и приложения интегрального исчисления, теорема о неявной функции и ее приложения, условный экстремум функций многих переменных).
Цель освоения дисциплины
- Изучение теоретических основ математического анализа, необходимых для дальнейшего продвижения во всех аналитических дисциплинах в процессе обучения на факультете.
- Приобретение необходимых навыков для решения вычислительных задач.
Планируемые результаты обучения
- Доказательство теоремы о неявной функции. Теорема об обратном отображении.
- Знание двух методов суммирования расходящихся рядов: по Абелю и по Пуассону.
- Знание леммы Адамара и леммы Морса.
- Знание определений (частные производные, градиент, якобиан, производная по направлению) и простейших свойств.
- Знание определений и простых основных формул. Умение использовать при решении задач.
- Знание определения производной и дифференциала. Знание теорем о производной сложной функции и о производной обратной функции.
- Знание основных теорем дифференциального исчисления: теорем Ферма, Ролля, Лагранжа, Коши. Умение использовать их при решении задач.
- Знание строгого определения и свойств элементарных функций. Умение использовать эти свойства при решении задач и доказательстве теорем.
- Знание теорем о приведении диффеоморфизма к каноническому виду и о разложении в произведение простейших и их доказательств.
- Знание условий сходимости двойных рядов и условий возможности перестановки сумм в повторных рядах.
- Знание формулировки и доказательства одномерной теоремы о неявной функции.
- Знание формулировок теорем о среднем для функций многих переменных и умение их применять при решении задач.
- Знание, что такое определенный интеграл и когда он определен. Критерии интегрируемости.
- Знание, что такое поверхность в конечномерном пространстве. Умение находить условный экстремум методом множителей Лагранжа.
- Знать доказательство принципа сжимающих отображений, в том числе его параметрического варианта.
- Исследование степенных рядов на сходимость и равномерную сходимость. Умение вычислять радиус сходимости.
- Исследование функциональных рядов на сходимость и равномерную сходимость.
- Исследование числовых и функциональных рядов на сходимость и равномерную сходимость.
- Освоение студентами теоретической части содержания учебной дисциплины. Умение проводить строгие математические доказательства теорем курса, в том числе с использованием результатов теоретической части.
- Освоение студентами теоретической части содержания учебной дисциплины. Умение проводить строгие математические доказательства теорем курса, в том числе с использованием результатов теоретической части. Знакомство с понятием компактности. Компактность множеств на числовой прямой.
- Освоение студентами теоретической части содержания учебной дисциплины. Умение проводить строгие математические доказательства теорем курса, в том числе с использованием результатов теоретической части. Знание глобальных свойств функций, непрерывных на отрезке. Умение использовать эти свойства при решении задач и доказательстве теорем.
- Освоение студентами теоретической части содержания учебной дисциплины. Умение проводить строгие математические доказательства теорем курса, в том числе с использованием результатов теоретической части. Знание свойств монотонных функций и непрерывных на отрезке. Умение использовать эти свойства при решении задач и доказательстве теорем.
- Освоение студентами теоретической части содержания учебной дисциплины. Умение проводить строгие математические доказательства теорем курса, в том числе с использованием результатов теоретической части. Умение использовать признаки сходимости положительных рядов.
- Освоение студентами теоретической части содержания учебной дисциплины. Умение проводить строгие математические доказательства теорем курса, в том числе с использованием результатов теоретической части. Умение находить пределы последовательностей.
- Освоение студентами теоретической части содержания учебной дисциплины. Умение проводить строгие математические доказательства теорем курса, в том числе с использованием результатов теоретической части. Умение находить простейшие пределы функций.
- Построение графиков функций и кривых на плоскости, в том числе заданных параметрически и неявно.
- Разложение функций по формуле Тейлора, знание стандартных разложений.
- Свободное решение задач на нахождение пределов, производных, нахождения экстремумов, монотонности и выпуклости функций.
- Умение вычислять длину кривой, заданной параметрически.
- Умение вычислять производные высших порядков по формуле Лейбница.
- Умение доказывать сходимость и расходимость несобственных интегралов.
- Умение использовать теоремы о среднем для интеграла Римана.
- Умение исследовать интегралы, зависящие от параметров.
- Умение находить интерполяционные многочлены Лагранжа и Эрмита.
- Умение находить критические точки и локальные экстремумы.
- Умение находить локальные максимумы функций одного переменного.
- Умение находить первообразные от стандартных функций.
- Умение разлагать функцию многих переменных по формуле Тейлора.
- Понимание основных аксиом поля вещественных чисел и аксиомы Архимеда. Умение выводить следствия из аксиом и доказывать утверждения, связанные с вещественными числами. Освоение отличительных свойств натуральных, рациональных и иррациональных чисел. Способность ясно и обоснованно объяснять структуру и свойства множества вещественных чисел
- Понимание и владение определением предела последовательности, критериями сходимости и расходимости. Умение доказывать лемму о двух милиционерах, теорему Вейерштрасса и критерий Коши. Владение понятиями подпоследовательностей, частичных пределов, верхнего и нижнего предела.
- Понимание и применение критериев сходимости числовых рядов. Умение пользоваться признаком Коши и признаками сходимости положительных рядов. Владение примерами важных рядов (геометрическая прогрессия, гармонический ряд). Осведомленность о числе е , его представлении в виде ряда и свойствах иррациональности.
- Четкое понимание и уверенное использование понятия предела функции, односторонних пределов и типов разрывов. Умение применять теоремы о непрерывности, замене переменных и признаках существования пределов. Владение глобальными свойствами непрерывных функций, такими как ограниченность, теорема о промежуточном значении и сохранение компакта. Освоение важнейших элементарных функций, их свойств и связи с непрерывностью.
- Понимание и умение вычислять производные и дифференциалы функций. Владение правилами дифференцирования сложных, параметрических и неявных функций. Уверенное применение теорем Ферма, Ролля, Лагранжа и правила Лопиталя. Знание производных высших порядков, формулы Тейлора и остаточного члена, умение раскрыть неопределённости.
- Понимание и применение понятия функции многих переменных. Определение и исследование пределов функций нескольких переменных. Оценка непрерывности функций многих переменных в точке и на множестве.
- Понимание смысла и основных свойств неопределённого интеграла. Владение полным набором классических методов интегрирования и способностью выбрать оптимальный метод для конкретной задачи. Умение устанавливать интегрируемость функций, оценивать значения интегралов и применять специальные функции. Возможность уверенно решать сложные задачи интегрирования, использовать неравенства и специализированные методы
- Освоение понятий и методов дифференцирования отображений из R n R n в R k R k . Умение применять теоремы о среднем и принципе сжимающих отображений. Понимание теорем о неявных и обратных функциях, достаточных условий дифференцируемости и градиенте. Владение понятием ранга отображения, классификацией отображений постоянного ранга и условиями экстремума функций многих переменных. Освоение теории условных экстремумов, леммы Морса и основ теории поверхностей.
Содержание учебной дисциплины
- I. I. Элементы теории вещественных чисел.
- I.II. Элементы общей топологии.
- I.III. Теория числовых последовательностей.
- I.IV. Элементы теории числовых рядов.
- I.V. Теория непрерывных функций одной переменной.
- I.VI. Элементы дифференциального исчисления.
- I.VI. Теория экстремумов функции одной одной переменной.
- I.VII. Элементы теории функции многих переменных*.
- II.I. Числовые и функциональные рядыПонимание и умение исследовать знакопеременные числовые ряды, бесконечные произведения и перестановки членов ряда. Владение понятием функциональных рядов и критерием равномерной сходимости. Умение производить операции над рядами, включая двойные и повторные ряды, степенные ряды и аналитические функции.
- II.II. Неопределенный интеграл и интеграл Римана
- II.III. Функции многих переменных.
Элементы контроля
- Домашнее задание
- Контрольная работа
- Коллоквиум
- Экзамен
- Домашнее задание
- Контрольная работа
- Колллоквиум
- экзамен
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Коллоквиум + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен
- 2025/2026 4th module0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Колллоквиум + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Курс дифференциального и интегрального исчисления. Т.1: ., Фихтенгольц, Г. М., 2003
- Курс дифференциального и интегрального исчисления. Т.2: ., Фихтенгольц, Г. М., 2001
- Лекции по математическому анализу, Львовский, С. М., 2008
Рекомендуемая дополнительная литература
- Математический анализ. Ч.1: ., Зорич, В. А., 2007
- Математический анализ. Ч.2: ., Зорич, В. А., 1998
- Основы математического анализа, Рудин, У., 2002