• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Математический анализ

Язык: русский
Контактные часы: 208

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен основам классического математического анализа (вещественные числа, множества вещественных чисел, последовательности и их пределы, функции вещественного переменного, пределы, производные, графики, формула Тейлора, функции нескольких переменных, дифференциалы отображений, числовые, степенные и функциональные ряды, интегралы и приложения интегрального исчисления, теорема о неявной функции и ее приложения, условный экстремум функций многих переменных).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение теоретических основ математического анализа, необходимых для дальнейшего продвижения во всех аналитических дисциплинах в процессе обучения на факультете.
  • Приобретение необходимых навыков для решения вычислительных задач.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Доказательство теоремы о неявной функции. Теорема об обратном отображении.
  • Знание двух методов суммирования расходящихся рядов: по Абелю и по Пуассону.
  • Знание леммы Адамара и леммы Морса.
  • Знание определений (частные производные, градиент, якобиан, производная по направлению) и простейших свойств.
  • Знание определений и простых основных формул. Умение использовать при решении задач.
  • Знание определения производной и дифференциала. Знание теорем о производной сложной функции и о производной обратной функции.
  • Знание основных теорем дифференциального исчисления: теорем Ферма, Ролля, Лагранжа, Коши. Умение использовать их при решении задач.
  • Знание строгого определения и свойств элементарных функций. Умение использовать эти свойства при решении задач и доказательстве теорем.
  • Знание теорем о приведении диффеоморфизма к каноническому виду и о разложении в произведение простейших и их доказательств.
  • Знание условий сходимости двойных рядов и условий возможности перестановки сумм в повторных рядах.
  • Знание формулировки и доказательства одномерной теоремы о неявной функции.
  • Знание формулировок теорем о среднем для функций многих переменных и умение их применять при решении задач.
  • Знание, что такое определенный интеграл и когда он определен. Критерии интегрируемости.
  • Знание, что такое поверхность в конечномерном пространстве. Умение находить условный экстремум методом множителей Лагранжа.
  • Знать доказательство принципа сжимающих отображений, в том числе его параметрического варианта.
  • Исследование степенных рядов на сходимость и равномерную сходимость. Умение вычислять радиус сходимости.
  • Исследование функциональных рядов на сходимость и равномерную сходимость.
  • Исследование числовых и функциональных рядов на сходимость и равномерную сходимость.
  • Освоение студентами теоретической части содержания учебной дисциплины. Умение проводить строгие математические доказательства теорем курса, в том числе с использованием результатов теоретической части.
  • Освоение студентами теоретической части содержания учебной дисциплины. Умение проводить строгие математические доказательства теорем курса, в том числе с использованием результатов теоретической части. Знакомство с понятием компактности. Компактность множеств на числовой прямой.
  • Освоение студентами теоретической части содержания учебной дисциплины. Умение проводить строгие математические доказательства теорем курса, в том числе с использованием результатов теоретической части. Знание глобальных свойств функций, непрерывных на отрезке. Умение использовать эти свойства при решении задач и доказательстве теорем.
  • Освоение студентами теоретической части содержания учебной дисциплины. Умение проводить строгие математические доказательства теорем курса, в том числе с использованием результатов теоретической части. Знание свойств монотонных функций и непрерывных на отрезке. Умение использовать эти свойства при решении задач и доказательстве теорем.
  • Освоение студентами теоретической части содержания учебной дисциплины. Умение проводить строгие математические доказательства теорем курса, в том числе с использованием результатов теоретической части. Умение использовать признаки сходимости положительных рядов.
  • Освоение студентами теоретической части содержания учебной дисциплины. Умение проводить строгие математические доказательства теорем курса, в том числе с использованием результатов теоретической части. Умение находить пределы последовательностей.
  • Освоение студентами теоретической части содержания учебной дисциплины. Умение проводить строгие математические доказательства теорем курса, в том числе с использованием результатов теоретической части. Умение находить простейшие пределы функций.
  • Построение графиков функций и кривых на плоскости, в том числе заданных параметрически и неявно.
  • Разложение функций по формуле Тейлора, знание стандартных разложений.
  • Свободное решение задач на нахождение пределов, производных, нахождения экстремумов, монотонности и выпуклости функций.
  • Умение вычислять длину кривой, заданной параметрически.
  • Умение вычислять производные высших порядков по формуле Лейбница.
  • Умение доказывать сходимость и расходимость несобственных интегралов.
  • Умение использовать теоремы о среднем для интеграла Римана.
  • Умение исследовать интегралы, зависящие от параметров.
  • Умение находить интерполяционные многочлены Лагранжа и Эрмита.
  • Умение находить критические точки и локальные экстремумы.
  • Умение находить локальные максимумы функций одного переменного.
  • Умение находить первообразные от стандартных функций.
  • Умение разлагать функцию многих переменных по формуле Тейлора.
  • Понимание основных аксиом поля вещественных чисел и аксиомы Архимеда. Умение выводить следствия из аксиом и доказывать утверждения, связанные с вещественными числами. Освоение отличительных свойств натуральных, рациональных и иррациональных чисел. Способность ясно и обоснованно объяснять структуру и свойства множества вещественных чисел
  • Понимание и владение определением предела последовательности, критериями сходимости и расходимости. Умение доказывать лемму о двух милиционерах, теорему Вейерштрасса и критерий Коши. Владение понятиями подпоследовательностей, частичных пределов, верхнего и нижнего предела.
  • Понимание и применение критериев сходимости числовых рядов. Умение пользоваться признаком Коши и признаками сходимости положительных рядов. Владение примерами важных рядов (геометрическая прогрессия, гармонический ряд). Осведомленность о числе е , его представлении в виде ряда и свойствах иррациональности.
  • Четкое понимание и уверенное использование понятия предела функции, односторонних пределов и типов разрывов. Умение применять теоремы о непрерывности, замене переменных и признаках существования пределов. Владение глобальными свойствами непрерывных функций, такими как ограниченность, теорема о промежуточном значении и сохранение компакта. Освоение важнейших элементарных функций, их свойств и связи с непрерывностью.
  • Понимание и умение вычислять производные и дифференциалы функций. Владение правилами дифференцирования сложных, параметрических и неявных функций. Уверенное применение теорем Ферма, Ролля, Лагранжа и правила Лопиталя. Знание производных высших порядков, формулы Тейлора и остаточного члена, умение раскрыть неопределённости.
  • Понимание и применение понятия функции многих переменных. Определение и исследование пределов функций нескольких переменных. Оценка непрерывности функций многих переменных в точке и на множестве.
  • Понимание смысла и основных свойств неопределённого интеграла. Владение полным набором классических методов интегрирования и способностью выбрать оптимальный метод для конкретной задачи. Умение устанавливать интегрируемость функций, оценивать значения интегралов и применять специальные функции. Возможность уверенно решать сложные задачи интегрирования, использовать неравенства и специализированные методы
  • Освоение понятий и методов дифференцирования отображений из R n R n в R k R k . Умение применять теоремы о среднем и принципе сжимающих отображений. Понимание теорем о неявных и обратных функциях, достаточных условий дифференцируемости и градиенте. Владение понятием ранга отображения, классификацией отображений постоянного ранга и условиями экстремума функций многих переменных. Освоение теории условных экстремумов, леммы Морса и основ теории поверхностей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • I. I. Элементы теории вещественных чисел.
  • I.II. Элементы общей топологии.
  • I.III. Теория числовых последовательностей.
  • I.IV. Элементы теории числовых рядов.
  • I.V. Теория непрерывных функций одной переменной.
  • I.VI. Элементы дифференциального исчисления.
  • I.VI. Теория экстремумов функции одной одной переменной.
  • I.VII. Элементы теории функции многих переменных*.
  • II.I. Числовые и функциональные ряды
    Понимание и умение исследовать знакопеременные числовые ряды, бесконечные произведения и перестановки членов ряда. Владение понятием функциональных рядов и критерием равномерной сходимости. Умение производить операции над рядами, включая двойные и повторные ряды, степенные ряды и аналитические функции.
  • II.II. Неопределенный интеграл и интеграл Римана
  • II.III. Функции многих переменных.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Колллоквиум
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Коллоквиум + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен
  • 2025/2026 4th module
    0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Колллоквиум + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Курс дифференциального и интегрального исчисления. Т.1: ., Фихтенгольц, Г. М., 2003
  • Курс дифференциального и интегрального исчисления. Т.2: ., Фихтенгольц, Г. М., 2001
  • Лекции по математическому анализу, Львовский, С. М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Математический анализ. Ч.1: ., Зорич, В. А., 2007
  • Математический анализ. Ч.2: ., Зорич, В. А., 1998
  • Основы математического анализа, Рудин, У., 2002

Авторы

  • Медведев Владимир Олегович
  • Богачев Владимир Игоревич
  • Шилин Иван Сергеевич