Бакалавриат
2025/2026





Проектный семинар "Деловой этикет, публичные выступления и ведение переговоров"
Статус:
Курс по выбору (Юриспруденция: цифровой юрист)
Кто читает:
Департамент права цифровых технологий и биоправа
Где читается:
Факультет права
Когда читается:
2-й курс, 2, 3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Проектный семинар «Деловой этикет, публичные выступления и ведение переговоров» направлена на формирование «мягких навыков» (soft skills), необходимых современному юристу для успешного профессионального развития. Курс предполагает освоение студентами навыков ведения деловой коммуникации, позиционирования в бизнес-среде, выстраивания личного бренда юриста.
Особое внимание уделяется ораторскому мастерству и ведению переговоров с учётом особенностей профессиональных юридических задач - выступления в суде, консультирования клиентов, взаимодействия с сотрудниками компании и партнёрами.
Курс проходит в формате лекций и мастер-классов, разбора бизнес-кейсов и деловых игр
Цель освоения дисциплины
- В результате изучения дисциплины, слушатели освоят следующие направления: 1. Деловой этикет и его применение: Формирование культуры делового общения: правила поведения в профессиональной и светской среде: деловой стиль одежды, манеры, кинетический имидж, поведение в офисе и на деловых мероприятиях, цифровой этикет; 2. Развитие коммуникативных компетенций: повышение уровня грамотности устной речи, умение выражаться ясно, точно и убедительно. Совершенствование навыков ведения конструктивного диалога, умения слушать собеседника. Сила коммуникаций в корпоративном мире, основы их формирования и развития; 3. Основы публичных выступлений: изучение основ подготовки презентаций и докладов, структура выступления, техника привлечения внимания аудитории, использование визуальных материалов. Тренировка уверенного владения голосом, мимикой и жестикуляцией, управление своим телом во время презентации. Осваивание инструментов для успешного выступления и борьбы со страхом; 4. Эффективное ведение переговоров: Понимание основ проведения переговоров, структуры переговорного процесса: подготовка, проведение и завершение переговоров. Овладение стратегиями достижения взаимовыгодных решений, техники аргументации и разрешения конфликтов; 5. Профилактика конфликтных ситуаций: развитие навыков предотвращения и управления конфликтами в коллективе и деловых отношениях. Обучение методикам быстрого выхода из сложных ситуаций, поддержания положительного имиджа организации и профессионализма сотрудника; 6. Командообразование и корпоративная культура: умение быть в команде, найти свою роль и быть профессиональным лидером, мотивация и развитие сотрудников. 7. Формирование личного бренда: позиционирование себя в профессиональном мире и в обществе. Взаимосвязь между «профессиональным» и «личным». 8. Профессиональный рост и карьера: поиск сильных и слабых сторон, таланты, грамотное собеседование и резюме. Выход на работу и «этичное» увольнение.
Планируемые результаты обучения
- умеет применять правила делового этикета и общения: основы взаимодействия между сотрудниками, с клиентами и партнерами, владение правилами поведения в профессиональной и светской среде
- умеет выглядеть достойно в соответствии с ситуацией: деловой стиль одежды, манеры, поведение в офисе и на деловых мероприятиях и т.д.
- умеет создавать свой собственный стиль и личный бренд
- умеет чувствовать себя уверенно в профессиональном и светском обществе
- умеет выстраивать качественные межличностные отношения: грамотные коммуникации, работа в команде и оперативная адаптация в любой рабочий процесс, владение техниками внимательного слушания, успешное взаимодействие внутри коллектива, налаживание доверительных и полезных отношений с коллегами и партнерами, укрепление собственного авторитета среди коллег
- обладает искусством красивой речи и эстетическим вкусом
- владеет техникой публичных выступлений: уверенность перед аудиторией, свободное управление голосом, ясность изложения мыслей и управление телом
- умеет проводить эффективные переговоры: исключать конфликтные ситуации, поддерживать имидж делового человека, получит навыки ведения диалогов, аргументирования собственной позиции, научится находить компромиссы и достигать поставленных целей в переговорах
Содержание учебной дисциплины
- 1. Деловой этикет и его применение.
- 2. Развитие коммуникативных компетенций.
- 3. Основы публичных выступлений.
- 4. Эффективное ведение переговоров.
- 5. Профилактика конфликтных ситуаций.
- 6. Командообразование и корпоративная культура.
- 7. Формирование личного бренда.
- 8. Профессиональный рост и карьера.
Элементы контроля
- АктивностьАктивность – это: - ответы на вопросы, комментарии по изучаемой теме; - выборочная внеплановая проверка активного слушания – ответы на вопросы в рамках услышанного на семинаре материала; - участие в проработке инструментов в постановочных сценах и их разбор.
- Деловая игра "Собеседование" (Командная работа в группах)
- Деловая игра "Переговоры"
- Индивидуальный проект "Публичное выступление"
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.25 * Активность + 0.25 * Деловая игра "Переговоры" + 0.25 * Деловая игра "Собеседование" (Командная работа в группах) + 0.25 * Индивидуальный проект "Публичное выступление"
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Веселова, М. Н., Деловой этикет : учебник / М. Н. Веселова. — Москва : КноРус, 2025. — 212 с. — ISBN 978-5-406-14334-6. — URL: https://book.ru/book/957036 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
- Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие для студентов вузов / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 431 с. - ISBN 978-5-238-01337-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1028716
- Щавелёва, М. Б. Ведение переговоров : учебно-методическое пособие / М. Б. Щавелёва. — Нижний Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2022. — 26 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/283127 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Лавриненко, В. Н. Деловая этика и этикет : учебник и практикум для вузов / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан ; под редакцией В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 110 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16812-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561027 (дата обращения: 04.07.2025).
- Малявина, Г. И. Национальный этикет : учебное пособие / Г. И. Малявина, В. В. Василенко, Л. Ф. Земцева. — Ставрополь : СКФУ, 2015. — 193 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/155354 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.