Бакалавриат
2025/2026
Технологии искусственного интеллекта в социологических исследованиях
Статус:
Курс по выбору (Социология)
Кто читает:
Департамент социологии
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Давыдов Сергей Геннадьевич
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Инновационные технологии искусственного интеллекта стремительно вошли в различные сферы деятельности человека. По мнению индустриальных аналитиков, наибольший эффект от их использования ожидается в индустриях, связанных с обработкой информации. Социологические исследования, безусловно, принадлежат к числу последних. И хотя данная сфера, в отличие, например, от ритейла, банковского сектора или телекома, не обладает ресурсами, позволяющими конкурировать за дефицитных специалистов или инвестировать в крупные инновационные проекты, уже сегодня искусственный интеллект успешно используется социологами для решения различных исследовательских задач.
С одной стороны, исследователям все в большей степени становятся доступны технологии искусственного интеллекта общего назначения, например, генеративные модели, используемые для синтеза различного медиаконтента, средства языкового перевода, транскрибирования аудиозаписей и др. С другой стороны, происходит развитие ряда специализированных направлений применения искусственного интеллекта в социологии. В числе последних технологии создания так называемых «синтетических респондентов», инструменты полевого сбора количественных и качественных данных и т.д.
Предлагаемая учебная дисциплина включает три основных тематических блока.
Первый блок носит обзорный характер и посвящен искусственному интеллекту как социальному феномену. В нем рассматриваются основные теоретические подходы к изучению процессов инновационного развития, связанного с искусственным интеллектом, а также тенденции в данной области, наблюдаемые в России и за рубежом. Второй блок посвящен технологиям, облегчающим рутинную работу социолога-исследователя с информацией. Наконец, в рамках третьего блока будут рассмотрены специфические направления применения искусственного интеллекта в индустрии эмпирических социальных и маркетинговых исследований.