• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Технологии искусственного интеллекта в социологических исследованиях

Статус: Курс по выбору (Социология)
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Инновационные технологии искусственного интеллекта стремительно вошли в различные сферы деятельности человека. По мнению индустриальных аналитиков, наибольший эффект от их использования ожидается в индустриях, связанных с обработкой информации. Социологические исследования, безусловно, принадлежат к числу последних. И хотя данная сфера, в отличие, например, от ритейла, банковского сектора или телекома, не обладает ресурсами, позволяющими конкурировать за дефицитных специалистов или инвестировать в крупные инновационные проекты, уже сегодня искусственный интеллект успешно используется социологами для решения различных исследовательских задач. С одной стороны, исследователям все в большей степени становятся доступны технологии искусственного интеллекта общего назначения, например, генеративные модели, используемые для синтеза различного медиаконтента, средства языкового перевода, транскрибирования аудиозаписей и др. С другой стороны, происходит развитие ряда специализированных направлений применения искусственного интеллекта в социологии. В числе последних технологии создания так называемых «синтетических респондентов», инструменты полевого сбора количественных и качественных данных и т.д. Предлагаемая учебная дисциплина включает три основных тематических блока. Первый блок носит обзорный характер и посвящен искусственному интеллекту как социальному феномену. В нем рассматриваются основные теоретические подходы к изучению процессов инновационного развития, связанного с искусственным интеллектом, а также тенденции в данной области, наблюдаемые в России и за рубежом. Второй блок посвящен технологиям, облегчающим рутинную работу социолога-исследователя с информацией. Наконец, в рамках третьего блока будут рассмотрены специфические направления применения искусственного интеллекта в индустрии эмпирических социальных и маркетинговых исследований.