Бакалавриат
2025/2026





Анализ и разработка жанрового проекта: от структуры к диалогам
Статус:
Курс обязательный (Кинопроизводство)
Кто читает:
Институт кино
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
200
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина направлена на изучение различных кинематографических жанров, их истории, структуры, особенностей сюжетов, драматургических структур и разработки системы персонажей. Студенты познакомятся с характеристиками героев, типами конфликтов и моделями сюжетного построения в таких жанрах, как мелодрама, комедия, хоррор, исторический фильм, детектив, триллер, роуд-муви, фантастика, фэнтези, драма.
В рамках дисциплины студенты также освоят основы разработки сценарных документов, включая создание логлайнов, концептов, библий, поэпизодных планов и сценариев коротких драматургически законченных историй (секвенций) в разных жанрах. Дисциплина включает в себя участие в индивидуальных питчингах, работу над собственными историями и разработку сценариев в выбранных жанрах. Практические занятия позволят применить теоретические знания на практике, получить профессиональную обратную связь и повысить уровень сценарного мастерства.
Особое место в программе занимает освоение практических упражнений, направленных на развитие навыков создания сюжетов, персонажей и сцен в различных жанрах, что помогает студентам научиться адаптировать идеи под разные драматургические формы.
Цель освоения дисциплины
- Изучить историю, структуру и специфику различных кинематографических жанров, включая особенности сюжетов, тем, персонажей, конфликтов и ключевых перипетий.
- Освоить методы работы сценариста с жанровыми формами: от разработки логлайнов и концептов до создания библий персонажей, поэпизодных планов и драматургически завершённых секвенций.
- Сформировать навыки создания сюжетов, персонажей и сцен с учётом жанровой логики и современных сценарных требований.
- Ознакомиться с теоретическими основами сценарной разработки, включая разработку структуры секвенций и сцен.
- Развить практические умения через выполнение сценарных упражнений и участие в разработке собственных историй разных жанров.
Планируемые результаты обучения
- Определяет ключевые кадры как смысловые единицы киноповествования и их значение в создании образов.
- Работает с международным глоссарием терминов кинопроизводства, включая крупности и динамику изображения.
- Создает постановочную превизуализацию, используя инструменты программного обеспечения Shot Designer.
- Формирует мизансцену, применяя принципы управления экранным пространством и правила третей.
- Разрабатывает сториборды, отражающие содержание ключевых кадров и шотов.
- Анализирует операторские работы, выявляя сильные стороны композиции и динамики в кадре.
- Применяет знания о перекрытиях в монтажном пространстве для повышения выразительности сцен.
Содержание учебной дисциплины
- Теоретические аспекты жанровых особенностей кинопроектов (жанры: драма, мелодрама, комедия, фантастика, фэнтези, детектив, триллер, хоррор, исторический, роуд-муви).
- Решение практических задач (сценарных упражнений) в работе с историями разных жанров.
- Разработка собственной секвенции №1. Питчинг логлайнов разрабатываемых секвенций.
- Разработка собственной секвенции №1. Кросс-питчинг логлайнов разрабатываемых секвенций.
- Разработка собственной секвенции №1. Написание синопсиса и поэпизодного плана секвенции.
- Разработка собственной секвенции №1. Написание сценария секвенции.
- Разработка собственной секвенции №1. Формирование итогового пакета сценарных документов.
- Разработка собственной секвенции №2. Питчинг логлайнов разрабатываемых секвенций.
- Разработка собственной секвенции №2. Кросс-питчинг логлайнов разрабатываемых секвенций.
- Разработка собственной секвенции №2. Написание синопсиса и поэпизодного плана секвенции.
- Разработка собственной секвенции №2. Написание сценария секвенции.
- Разработка собственной секвенции №2. Формирование итогового пакета сценарных документов.
Элементы контроля
- Посещаемость лекций
- Итоговое задание по блоку лекций.
- Посещаемость семинаров.
- Итоговое задание по семинарам.
- Посещаемость семинаров.
- Выполнение домашних заданий и выступления на занятиях с материалами.
- Материалы по секвенциям.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.2 * Итоговое задание по блоку лекций. + 0.3 * Итоговое задание по семинарам. + 0.2 * Посещаемость лекций + 0.3 * Посещаемость семинаров.
- 2025/2026 3rd module0.2 * Выполнение домашних заданий и выступления на занятиях с материалами. + 0.5 * Материалы по секвенциям. + 0.3 * Посещаемость семинаров.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 15298 - Alpina - Как работают над сценарием в Южной Калифорнии (краткое изложение) - Д. Говард; Э. Мабли - Альпина.Академия - 9785961400156summ - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/15298
- 21760 - Alpina - Питчинг: Как представить и продать свою идею - А.Гудкова - Альпина ПРО - 9785961439878 - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21760
- Путешествие писателя : мифологические структуры в литературе и кино, Воглер, К., 2021
- Хейг, М. Голливудский стандарт: Как написать сценарий для кино и ТВ, который купят : практическое руководство / М. Хейг. - Москва : Альпина нон-фикшн, 2017. - 388 с. - ISBN 978-5-91671-743-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2136684
Рекомендуемая дополнительная литература
- 15608 - Alpina - Диалог: Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов - Р.Макки - Альпина нон-фикшн - 9785961451962 - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/15608
- Харрис, Ч. Питч всемогущий: Как доказать, что твой сценарий лучший : практическое руководство / Ч. Харрис. - Москва : Альпина нон-фикшн, 2022. - 282 с. - ISBN 978-5-00139-421-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2138422