• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Основы киноязыка и режиссуры

Статус: Курс обязательный (Кинопроизводство)
Кто читает: Институт кино
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Бурцев Юрий Аркадьевич
Язык: русский
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование у студентов понимания киноязыка как системы выразительных средств экранного повествования. Курс раскрывает киноязык как инструмент рассказа истории через действия, образы и монтажные решения. Особое внимание уделяется категориям экранного времени и пространства, а также их роли в построении драматургии. В рамках дисциплины студенты изучают основные компоненты киноязыка и режиссуры, как темп и ритм визуального повествования отражают структуру развития конфликта (ЗРК — завязка, развитие, кульминация). Также студентами осваиваются базовые принципы визуальной грамотности: кадрирование, типы планов, композиция кадра, работа со светом, движением камеры и монтажом. Разбираются способы передачи действий и конфликтов через визуальные средства в соответствии с драматургической задачей сцены. Практические занятия направлены на развитие навыков осознанного применения выразительных средств киноязыка для построения истории на экране. Исходными положениями для освоения дисциплины являются: 1) текст кинопроизведения как сумма графических и иных образно – эмоциональных и информационных знаков в сюжетной структуре. 2) художественное кинопроизведение реально дано нам как текст со смысловой нагрузкой, созданное через отношение авторов к содержанию.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов представление о киноязыке как системе выразительных средств экранного повествования.
  • Обучить основам визуальной грамотности: кадрированию, типам планов, композиции кадра, свету, движению камеры и монтажу.
  • Развить понимание категорий экранного времени и пространства и их роли в построении драматургии.
  • Научить анализировать темп и ритм как элементы визуального отражения структуры развития конфликта (ЗРК).
  • Сформировать практические навыки применения киноязыковых средств для выразительного и структурно осмысленного экранного повествования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает принципы киноязыка как системы выразительных средств визуального повествования.
  • Овладевает основами визуальной грамотности, включая кадрирование, композицию, типы планов, работу со светом, движением камеры и монтажом.
  • Анализирует темп и ритм экранного действия как отражение драматургической структуры (ЗРК).
  • Применяет выразительные средства киноязыка для построения сцен в соответствии с драматургической задачей и развитием экранного конфликта.
  • Умеет сопоставить элементы кинематографического произведения с речью и повествованием, выделяет основные элементы кинотекста исходя из сложности и многообразия их характеристик.
  • Проводит семиотический и нарративный анализ экранного произведения (фильма), анализирует изобразительный ряд как сумму значений с общим смыслом, в русле темы и драматической структуры.
  • Создает режиссерский сценарий предусматривающий как использовать многочисленные возможности изображения как образно – ассоциативного языка кино, направляя внимание зрителя на драматургию сюжета.
  • Направляет работу оператора добиваясь «читаемого» значения кадров. Создает этюды без слов, делая их единым целостными, увлекательным, наиболее эмоциональным повествованием (кинотекстом), во время этой работы использует изученные схемы и системы образов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятия и элементы киноязыка.
  • Визуальная грамотность. Часть 1.
  • Визуальная грамотность. Часть 2.
  • Принцип дискретности в изобразительном искусстве и кино. Структура фильма: сцена, эпизод, акт, сюжет.
  • Связанность кинотекста. Часть 1.
  • Связанность кинотекста. Часть 2.
  • Монтаж.
  • Хронотоп.
  • Кадры и соединения. Третий смысл.
  • Просмотр итоговых работ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Этюд на визуально изобразительное описание состояния персонажа. Групповое задание.
  • неблокирующий Декодирование изобразительного ряда в сценах из фильмов записываемое в виде синтагм.
  • неблокирующий Доклад о художественной выразительности иконических и индексальных знаков в немом и авторском кино
  • неблокирующий Визуально – изобразительный (знаковый) анализ событийного ряда как основного элемента связанности
  • неблокирующий Доклад по основным тезисам статье Юрия Лотмана «Семиотика кино и проблемы киноэстетики.
  • неблокирующий Создание читаемой открываемой образно – тематической сцены в жанровой системе киноязыка
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.1 * Визуально – изобразительный (знаковый) анализ событийного ряда как основного элемента связанности + 0.1 * Декодирование изобразительного ряда в сценах из фильмов записываемое в виде синтагм. + 0.1 * Доклад о художественной выразительности иконических и индексальных знаков в немом и авторском кино + 0.2 * Доклад по основным тезисам статье Юрия Лотмана «Семиотика кино и проблемы киноэстетики. + 0.3 * Создание читаемой открываемой образно – тематической сцены в жанровой системе киноязыка + 0.2 * Этюд на визуально изобразительное описание состояния персонажа. Групповое задание.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Воображаемое означающее : психоанализ и кино, Метц, К., 2010
  • Кино, Делез, Ж., 2013
  • Нулевая степень письма : пер. с фр., Барт, Р., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Запечатленное время : размышления о кино, Тарковский, А. А., 2024
  • Язык кино : как понимать кино и получать удовольствие от просмотра, Кузнецов, Д., 2021

Авторы

  • Собчук Анна Рамазановна