Бакалавриат
2025/2026





Основы киноязыка и режиссуры
Статус:
Курс обязательный (Кинопроизводство)
Кто читает:
Институт кино
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Бурцев Юрий Аркадьевич
Язык:
русский
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина направлена на формирование у студентов понимания киноязыка как системы выразительных средств экранного повествования. Курс раскрывает киноязык как инструмент рассказа истории через действия, образы и монтажные решения. Особое внимание уделяется категориям экранного времени и пространства, а также их роли в построении драматургии.
В рамках дисциплины студенты изучают основные компоненты киноязыка и режиссуры, как темп и ритм визуального повествования отражают структуру развития конфликта (ЗРК — завязка, развитие, кульминация). Также студентами осваиваются базовые принципы визуальной грамотности: кадрирование, типы планов, композиция кадра, работа со светом, движением камеры и монтажом. Разбираются способы передачи действий и конфликтов через визуальные средства в соответствии с драматургической задачей сцены. Практические занятия направлены на развитие навыков осознанного применения выразительных средств киноязыка для построения истории на экране.
Исходными положениями для освоения дисциплины являются:
1) текст кинопроизведения как сумма графических и иных образно – эмоциональных и информационных знаков в сюжетной структуре.
2) художественное кинопроизведение реально дано нам как текст со смысловой нагрузкой, созданное через отношение авторов к содержанию.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов представление о киноязыке как системе выразительных средств экранного повествования.
- Обучить основам визуальной грамотности: кадрированию, типам планов, композиции кадра, свету, движению камеры и монтажу.
- Развить понимание категорий экранного времени и пространства и их роли в построении драматургии.
- Научить анализировать темп и ритм как элементы визуального отражения структуры развития конфликта (ЗРК).
- Сформировать практические навыки применения киноязыковых средств для выразительного и структурно осмысленного экранного повествования.
Планируемые результаты обучения
- Понимает принципы киноязыка как системы выразительных средств визуального повествования.
- Овладевает основами визуальной грамотности, включая кадрирование, композицию, типы планов, работу со светом, движением камеры и монтажом.
- Анализирует темп и ритм экранного действия как отражение драматургической структуры (ЗРК).
- Применяет выразительные средства киноязыка для построения сцен в соответствии с драматургической задачей и развитием экранного конфликта.
- Умеет сопоставить элементы кинематографического произведения с речью и повествованием, выделяет основные элементы кинотекста исходя из сложности и многообразия их характеристик.
- Проводит семиотический и нарративный анализ экранного произведения (фильма), анализирует изобразительный ряд как сумму значений с общим смыслом, в русле темы и драматической структуры.
- Создает режиссерский сценарий предусматривающий как использовать многочисленные возможности изображения как образно – ассоциативного языка кино, направляя внимание зрителя на драматургию сюжета.
- Направляет работу оператора добиваясь «читаемого» значения кадров. Создает этюды без слов, делая их единым целостными, увлекательным, наиболее эмоциональным повествованием (кинотекстом), во время этой работы использует изученные схемы и системы образов.
Содержание учебной дисциплины
- Понятия и элементы киноязыка.
- Визуальная грамотность. Часть 1.
- Визуальная грамотность. Часть 2.
- Принцип дискретности в изобразительном искусстве и кино. Структура фильма: сцена, эпизод, акт, сюжет.
- Связанность кинотекста. Часть 1.
- Связанность кинотекста. Часть 2.
- Монтаж.
- Хронотоп.
- Кадры и соединения. Третий смысл.
- Просмотр итоговых работ.
Элементы контроля
- Этюд на визуально изобразительное описание состояния персонажа. Групповое задание.
- Декодирование изобразительного ряда в сценах из фильмов записываемое в виде синтагм.
- Доклад о художественной выразительности иконических и индексальных знаков в немом и авторском кино
- Визуально – изобразительный (знаковый) анализ событийного ряда как основного элемента связанности
- Доклад по основным тезисам статье Юрия Лотмана «Семиотика кино и проблемы киноэстетики.
- Создание читаемой открываемой образно – тематической сцены в жанровой системе киноязыка
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.1 * Визуально – изобразительный (знаковый) анализ событийного ряда как основного элемента связанности + 0.1 * Декодирование изобразительного ряда в сценах из фильмов записываемое в виде синтагм. + 0.1 * Доклад о художественной выразительности иконических и индексальных знаков в немом и авторском кино + 0.2 * Доклад по основным тезисам статье Юрия Лотмана «Семиотика кино и проблемы киноэстетики. + 0.3 * Создание читаемой открываемой образно – тематической сцены в жанровой системе киноязыка + 0.2 * Этюд на визуально изобразительное описание состояния персонажа. Групповое задание.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Воображаемое означающее : психоанализ и кино, Метц, К., 2010
- Кино, Делез, Ж., 2013
- Нулевая степень письма : пер. с фр., Барт, Р., 2008
Рекомендуемая дополнительная литература
- Запечатленное время : размышления о кино, Тарковский, А. А., 2024
- Язык кино : как понимать кино и получать удовольствие от просмотра, Кузнецов, Д., 2021