Бакалавриат
2025/2026




Методологический научно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный (Экономика)
Кто читает:
Департамент прикладной экономики
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Абрамов Александр Евгеньевич,
Галанова Александра Владимировна,
Засимова Людмила Сергеевна,
Зудина Анна Алексеевна,
Карамышева Мадина Ринатовна,
Карпов Александр Викторович,
Кузнецова Анна Васильевна,
Курочкин Сергей Владимирович,
Лукьянова Анна Львовна,
Макеева Елена Юрьевна,
Симачев Юрий Вячеславович,
Сорокин Илья Анатольевич,
Ткаченко Мария Владимировна,
Черкасова Виктория Артуровна,
Четаева Кристина Геннадьевна,
Шабанова Марина Андриановна
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Для студентов 4-го курса ОП «Экономика» дисциплина «Методологический научно- исследовательский семинар» проходит в первом модуле и является обязательной. Целями освоения дисциплины являются: • выбор предметного поля и обоснование предполагаемой темы ВКР студента; • овладение основными навыками научного поиска (работа с библиотечными базами научной периодики, знакомство с основными базами статистических данных в изучаемой области, ведущими журналами, энциклопедическими и статистическими регулярными изданиями); • освоение навыков презентации научного исследования, оппонирования, ведения дискуссии.
Цель освоения дисциплины
- Целью методологического научного семинара для студентов бакалавриата четвертого курса по направлению «Экономика» является формирование профессиональных исследовательских, аналитических и консультационных компетенций для написания научных работ высокого уровня в области социально-экономического анализа и прикладной экономики. Для достижения данной цели нужно решить ряд подзадач: формирование у студентов навыков постановки исследовательской проблемы, исследовательского вопроса и гипотез; выработка у студентов умений и практических навыков по работе с различными электронными библиотечными ресурсами и библиографическими менеджерами; формирование у студентов способности составления качественного литературного обзора, систематизации и критического анализа научной литературы; выработка практических навыков по работе с различными видами данных (панельные, cross-section и т.д.); применение современного математического инструментария для решения исследовательских задач; самостоятельное осуществление исследовательской работы студентами.
Планируемые результаты обучения
- Навыки поиска и выбора необходимых для работы данных выборочной и официальной статистики
- Студент приобретает навык по валидизации выбранной теоретической модели
- Студент приобретает навык формулировки темы и цели исследования
- Студент приобретает навыки выбора валидных методов анализа данных и представления результатов эмпирического анализа
- Студенты научатся формулировать проблему исследования
- Студенты получают представление о предметном поле анализа прикладной микроэкономики и социоэкономики, могут задать вопросы и сделать выбор в пользу интересующего их исследовательского направления
- Студенты приобретают навыки постановки научных гипотез
Содержание учебной дисциплины
- 1. Прикладное экономическое исследование: критерии качества, типы, основные направления. Разбор успешных и неуспешных примеров ВКР прошлых лет
- 2. Разработка исследовательского проекта. Ключевые требования и первые шаги
- 3. Постановка исследовательской проблемы
- 4. Теоретическая модель исследования
- 5. Выбор эмпирической базы исследования
- 6. Критерии внутренней и внешней валидности
- 7. Анализ данных. Интерпретация и представление результатов исследования
Элементы контроля
- Доклад
- Текущая работа на семинарах (НИС) - посещение занятий, выступление и участие в дискуссиях
- Домашние задания
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.1 * Доклад + 0.2 * Домашние задания + 0.7 * Текущая работа на семинарах (НИС) - посещение занятий, выступление и участие в дискуссиях