Бакалавриат
2025/2026





Основы современного языкознания
Статус:
Курс по выбору (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Кто читает:
Школа иностранных языков
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс знакомит студентов с основами теоретической лингвистики. В рамках курса рассматриваются такие вопросы, как языковой знак и его свойства, структура языка, связь языка и мышления, соотношение языка и речи, происхождение языка, виды языковых единиц, история письма и основные типы письменности, многообразие языков мира, классификация языков. Также в рамках изучения дисциплины рассматриваются основные уровни языка, в результате чего студенты приобретают целостное видение языка как системы, навыки анализа языковых фактов, опыт контрастирования несходных языков. Особое внимание уделяется современным лингвистическим течениям, таким как лингвистическая прагматика, когнитивная лингвистика, корпусная лингвистика, социолингвистика, теория дискурса.
Цель освоения дисциплины
- ознакомить студентов с предметом, задачами, методами общего и частного языкознания и подготовить их к изучению основных лингвистических дисциплин;
- сформировать у студентов представления об узловых проблемах общелингвистического характера: языковой знак и его природа; структура и система языка; связь языка и мышления; соотношение языка и речи; происхождение и функции языка; история письма; взаимодействие языков и основные закономерности их развития; принципы классификации языков;
- дать представление об общих принципах организации и функционирования языка;
- ознакомить студентов с закономерностями использования языка в обществе;
- дать базовое представление о современных исследованиях в таких областях, как лингвистическая прагматика, когнитивная лингвистика, корпусная лингвистика, социолингвистика, теория дискурса.
Планируемые результаты обучения
- -умеет описывать и объяснять особенности языка как знаковой системы, функции языка, корреляцию языка и мышления, языка и речи, общую структуру языка, теории происхождения языка
- - умеет объяснять основы общей фонетики и фонологии; - умеет различать и интерпретировать свойства единиц фонемного уровня и особенности их реализации в речи.
- - умеет объяснять свойства морфем, - умеет анализировать типологию морфем, свойства слова как важнейшей единицы языка, - умеет распознавать и объяснять семантические изменения, лексические группировки в языке.
- - умеет интерпретировать содержание понятий "грамматическая категория", "грамматическое значение", "грамматическая форма", способы выражения грамматических значений, свойства словосочетаний и предложений, особенности их функционирования в речи
- - умеет обобщать основные особенности систем письма; - умеет анализировать соотношение фонем и графем в разных системах языка; - умеет объяснять историю происхождения письма.
- - умеет объяснять принципы генеалогической и типологической классификации языков, а также определять и описывать важнейшие языковые семьи и группы
- - умеет интерпретировать основные понятия «текст» и «дискурс», - умеет формулировать критерии выделения единиц текста, - умеет объяснять основные подходы к дискурсу, а также структурные параметры дискурса
- умеет выявлять семиотические истоки прагматики, называть и объяснять постулаты Г.П. Грайса, основные подходы к теории речевых актов (Дж. Л. Остина, и Дж. Р. Сёрла), анализировать классификацию речевых актов по Дж. Л. Остину, называть и иллюстрировать условия успешности речевых действий
- умеет объяснять основные понятия когнитивной лингвистики: «когниция», «категоризация», «концепт», «скрипт», «сценарий», «фрейм», «языковая картина мира», иллюстрировать типы концептов, структуру концепта, методику его анализа
- умеет определять основные корпуса текстов на русском и английском языках, анализировать их организацию и принципы работы с ними
- умеет обобщать особенности функционирования языка в обществе, типы языковых ситуаций, социальную типологию языков, соотношение языка и диалекта, анализировать формы существования языков, причины их смешения
Содержание учебной дисциплины
- Общие вопросы языкознания
- Основы фонетики и фонологии
- Основы морфемики и словообразования. Основы лексикологии
- Основы грамматики (синтаксис)
- Основы теории письма
- Основы лингвистической типологии
- Теория текста и дискурс анализ
- Основы лингвистической прагматики
- Основы когнитивной лингвистики
- Основы корпусной лингвистики
- Основы социолингвистики
Элементы контроля
- Аудиторная работа 2-3 модульРабота на семинарах может оцениваться в устной ИЛИ письменной форме (на усмотрение преподавателя, ведущего семинары). Студенты не оповещаются заранее, в какой форме будет проходит контроль аудиторной работы.
- Посещение лекций 2-3 модульДисциплина предусматривает обязательное посещение лекций.
- Терминологический диктант 2-3 модуль
- Письменный тест 1Письменный тест по разделу «Основы фонетики и фонологии». Тест может включать в себя закрытые и открытые вопросы, вопросы множественного выбора, вопросы типа “Да/Нет”.
- ПрезентацияПрезентация представляет собой форму контроля самостоятельной работы. Презентация проходит на семинаре и предусматривает заранее подготовленный устный индивидуальный или парный доклад, обобщающий опыт поиска, анализа и синтеза дополнительной информации по предложенной теме. Студенты, выполняющую работу в паре, получают одинаковую оценку за презентацию. Длительность ответа - 5 минут (для Московского кампуса).
- Аудиторная работа 4 модульРабота на семинарах может оцениваться в устной ИЛИ письменной форме (на усмотрение преподавателя, ведущего семинары). Студенты не оповещаются заранее, в какой форме будет проходит контроль аудиторной работы.
- Посещение лекций 4 модульДисциплина предусматривает обязательное посещение лекций
- Терминологический диктант 4 модульВключает в себя проверку основных терминов, изученных на семинарах, предшествующих диктанту. Список терминов, подлежащих проверке, студенты получают от преподавателя, ведущего семинары. Диктант может включать в себя вопросы закрытого типа (например, на соотнесение термина и его определения) и вопросы открытого типа (например, дать определение термину)
- ПроектПроект представляет собой форму контроля самостоятельной работы. Проект представляет собой законченное мини-исследование языкового портрета отдельной семьи (студента или другой семьи), члена семьи или другого представителя – носителя естественного языка (русского, английского, бурятского, латышского или любого другого, на выбор студента). Цель данного проекта – продемонстрировать, как языковые явления разного уровня (фонетические, морфологические, грамматические, лексические, синтаксические, социокультурные и т.д.) проявляются в языке и речи отдельно взятого носителя языка. В качестве носителя языка может выступать как сам студент или член его семьи, так и известный медийный персонаж. Название проекта: «Языковой портрет моей семьи» или «Языковой портрет Арианы Гранде / Курта Кобейна / Владимира Путина и т.д.». Проект выполняется в группах (3-4 человека). Подготовка индивидуального проекта невозможна. Структура проекта: 1. Введение. Постановка цели и задач. Краткое представление носителя языка (пол / возраст / регион проживания). Место рассматриваемого языка в генеалогической классификации (языковая семья, группа, подгруппа (при наличии). 2. Основная часть. Краткий обзор особенностей языка и речи конкретного носителя языка с позиций уровней языка. Фонетика: особенности произношения, особенности ударения: его место и характер, основные фонетические изменения в потоке речи. Грамматика: отличительные особенности средств выражения грамматических категорий основных частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, глагол). Тип языка по морфологической классификации. Особенности синтаксической организации речи носителя языка. Словарный запас конкретного носителя языка. Диалекты и национальные варианты. Прагматика, теория речевых актов, дискурс. 3. Заключение. Общий вывод о социолингвистическом характере организации речи конкретного носителя языка, каким образом она обусловлена регионом проживания / полом / возрастом / профессией / культурой и т.д; конкретного носителя языка. Формат проекта: интерактивный, видео длительностью 8 минут (например, видео-интервью / мини-фильм / мини-рассказ и т.д.). При выполнении проекта в группе студенты должны обозначить вклад каждого участника. На видео при комментировании языковых явлений обязательно должно быть видно лицо студента, наличие презентации ppt с иллюстративным материалом обязательно.
- ЭкзаменВ зависимости от кампуса по дисциплине проводится устный (Московский кампус) или письменный (Пермский кампус) экзамен в форме очного тестирования.
- Письменный тест 2Письменный тест по разделу «Основы морфемики, семасиологии, лексикологии и словообразования». Тест может включать в себя закрытые и открытые вопросы, вопросы множественного выбора, вопросы типа “Да/Нет”.
- Письменный тест 3Письменный тест по разделу Основы грамматики». Тест может включать в себя закрытые и открытые вопросы, вопросы множественного выбора, вопросы типа “Да/Нет”.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.05 * Посещение лекций 2-3 модуль + 0.25 * Аудиторная работа 2-3 модуль + 0.13 * Письменный тест 1 + 0.13 * Письменный тест 2 + 0.13 * Письменный тест 3 + 0.25 * Презентация + 0.06 * Терминологический диктант 2-3 модуль
- 2025/2026 4th module0.25 * Аудиторная работа 4 модуль + 0.05 * Посещение лекций 4 модуль + 0.25 * Проект + 0.05 * Терминологический диктант 4 модуль + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Беликов, В. И. Социолингвистика : учебник для вузов / В. И. Беликов, Л. П. Крысин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 337 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00876-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536706 (дата обращения: 27.08.2024).
- Богатикова, Л. И. Прагматика. Теория речевых актов: практическое пособие : учебное пособие / Л. И. Богатикова. — Гомель : ГГУ имени Ф. Скорины, 2023. — 44 с. — ISBN 978-985-577-904-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/320918 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Болдырев Н. Н. (2016). Когнитивная лингвистика. [N.p.]: Директ-Медиа. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1467195
- Введение в языкознание : учебник для акад. бакалавриата, Вендина, Т. И., 2015
- Захаров, В. П. Корпусная лингвистика : учебник / В. П. Захаров, С. Ю. Богданова. - 3-е изд., перераб. - Санкт-Петербург : СПбГУ, 2020. - 234 с. - ISBN 978-5-288-05997-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1244746
- Тарасов, М. И. Теория текста и дискурса. Дискурс рассуждения : учебник и практикум для вузов / М. И. Тарасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 284 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14559-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544169 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Johnstone, B. (2017). Discourse Analysis (Vol. Third edition). Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1647576
- Введение в языкознание : учебник для вузов, Маслов, Ю. С., 2005
- Колесникова, С. М. Когнитивная лингвистика : учебник для вузов / С. М. Колесникова, Е. В. Алтабаева, А. Т. Грязнова ; под редакцией С. М. Колесниковой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 192 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15454-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544697 (дата обращения: 27.08.2024).
- Скребцова, Т. Г. Лингвистика дискурса: структура, семантика, прагматика. Курс лекций : учебное пособие / Т. Г. Скребцова. — Москва : Языки славянских культур, 2020. — 312 с. — ISBN 978-5-907290-15-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/185456 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Шунейко, А. А. Корпусная лингвистика : учебник для вузов / А. А. Шунейко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 222 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13603-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543746 (дата обращения: 27.08.2024).