• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Управление развитием педагогического коллектива: прикладная андрагогика

Статус: Курс по выбору (Управление образованием)
Когда читается: 2-й курс, 2, 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках изучения данной дисциплины студенты познакомятся с современной теорией и практикой организации профессионального обучения взрослых. На примере школьных педагогических коллективов будет показано как работать с ценностями и установками педагогов, организовать взаимное обучения внутри профессионального сообщесва. Студентам будут предложены теоретические выкладки, практические решения полезные для решения аднрагогических задач, а также предложено попробовать себя в качестве тренера обучения взрослых. Дисциплина будет полезна тем, кто активно практикуют преподавание взрослым.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у магистрантов профессиональных компетенций в области управления развитием педагогических коллективов, включающих организационное обучение, проектирование программ повышения квалификации, управление корпоративной культурой и качеством, мониторинг и анализ данных, на основе принципов прикладной андрагогики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен проектирова цикл обучения взрослых (4–6 недель) по принципам андрагогики и циклу Колба: задаёт опыт, организует рефлексию, вводит концептуализацию, планирует апробацию в практике.
  • Способен диагностировать потребности педагогов и барьеры обучения взрослых на основе наблюдений уроков, интервью и анализа артефактов, демонстрирует способность оформлять карту потребностей команды.
  • Способен разрабатотать учебный модуль для взрослых (силлабус, результаты, оценка, задания на рабочем месте), обеспечивая принцип «учись-делая» и перенос в урок.
  • Способен формулировать видение и приоритеты изменений, связывать их с данными школы и готовить одностраничную стратегию
  • Способен обеспечить нормативное и этическое соответствие изменений: анализирует локальные акты, обновляет регламенты и процедуры качества.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лидерство и управление изменениями в школе
  • Дизайн и управление программами профразвития
  • Прикладная андрагогика и организация обучения взрослых
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Разработка развивающего мероприятия с педагогами
  • неблокирующий Годовой цикл развития педагогического коллектива
    Спроектировать годовой цикл развития педагогического коллектива
  • неблокирующий Анализ профессиональных дефицитов методического объединения
    Название: Анализ профессиональных дефицитов методического объединения (МО) Что понимаем под дефицитом: подтверждённое данными расхождение между требуемым уровнем способа профессионального действия и фактически наблюдаемым уровнем (не про «личные качества»). Цель (учебное действие): овладеть способом диагностики дефицитов МО и сформировать управленческие решения по их закрытию.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.4 * Анализ профессиональных дефицитов методического объединения + 0.4 * Годовой цикл развития педагогического коллектива + 0.2 * Разработка развивающего мероприятия с педагогами
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 76 моделей коучинга : опыт McKinsey, Ицхака Адизеса, Эрика Берна и других выдающихся лидеров для превосходных результатов, Бейтс, Б., 2020
  • Lebedeva, N. V., & Лебедева, Н. В. (2017). Обучение взрослых на курсах переподготовки и повышения квалификации: принципы и условия ; Teaching Adults in Retraining and Further Training Courses: Principles and Conditions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.72E39134
  • Гордина, О. В.  Андрагогика : учебник для вузов / О. В. Гордина, А. И. Гордин. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 259 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15008-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568198 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Корпоративная культура и управление изменениями, , 2007
  • Коучинг и наставничество : практические методы обучения и развития, Парслоу, Э., 2021
  • Коучинг от А до Я. Возможно все, Максимов, В. Е., 2004
  • Охотников, И. В. Стратегический менеджмент и управление изменениями : учебно-методическое пособие / И. В. Охотников, И. В. Сибирко. — Москва : РУТ (МИИТ), 2021. — 99 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/269252 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Разговоры, которые меняют жизнь : техники экспоненциального коучинга, Саидов, М., 2024
  • Саратовцев, Ю. И.  Управление изменениями : учебник и практикум для вузов / Ю. И. Саратовцев. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 409 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03111-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560972 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Сказки для коучинга: Как использовать сказки, истории и метафоры в работе с отдельными людьми и м..., Паркин, М, 2009
  • Социальное обучение взрослых: Практикум : учебное пособие / автор-составитель Л. В. Анникова. — Ставрополь : СКФУ, 2018. — 119 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/307034 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Спивак, В. А.  Управление изменениями : учебник для вузов / В. А. Спивак. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 357 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03358-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560098 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Управление изменениями, пер. с англ., 2-е изд., 224 с., , 2017
  • Чернявская, А. Г.  Андрагогика : практическое пособие для вузов / А. Г. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 174 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06550-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561842 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Громкова М.Т. - Андрагогика: теория и практика образования взрослых - 978-5-238-00823-6 - ЮНИТИ-ДАНА - 2017 - https://znanium.ru/catalog/product/1028693 - 1028693 - ZNANIUM
  • Кожевина О.В., Салиенко Н.В. - Стратегическое управление изменениями - 978-5-16-015670-5 - НИЦ ИНФРА-М - 2022 - https://znanium.ru/catalog/product/1045608 - 1045608 - ZNANIUM
  • Командный коучинг на рабочем месте : технология создания самообучающейся организации, Клаттербак, Д., 2008
  • Коучинг по-русски: смелость желать, Савкин, А. Д., 2003
  • Коучинг: личностный рост и успех, Харрис, Дж., 2003
  • Организационное консультирование в стиле коучинг, Огнев, А. С., 2003
  • Сказки для коучинга : как использовать сказки, истории и метафоры в работе с отдельными людьми и с малыми группами, Паркин, М., 2005
  • Управление изменениями без потрясений и конфликтов : пер. с англ., Адизес, И., 2024
  • Шаповалов В.К. - Социальное обучение взрослых: история, теория, технология - 978-5-394-01110-8 - Дашков и К - 2018 - https://znanium.ru/catalog/product/430293 - 430293 - ZNANIUM

Авторы

  • Федоров Олег Дмитриевич