Бакалавриат
2025/2026





Методика обучения иностранным языкам
Статус:
Курс по выбору (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Кто читает:
Школа иностранных языков
Когда читается:
3-й курс, 1-3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Марцева Татьяна Александровна
Язык:
русский
Контактные часы:
92
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс нацелен на изучение основ методики обучения иностранным языкам и является обязательным для студентов специальности "Теория и методика преподавания ИЯ". В рамках курса вы узнаете, как правильно обучать лексике, грамматике и фонетике, научитесь различать виды чтения и аудирования, узнаете как "разговорить" учеников и развить умения письма. Кроме того, вы узнаете о структуре и содержании эффективного урока иностранного языка и сможете попрактиковаться в планировании, проведении и анализе уроков. Вы сможете использовать различные приемы и техники для удержания внимания и управлять процессом обучения. Вы будете применять теоретические знания для анализа педагогических кейсов и разработки собственных уроков.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов представлений о существующих нормативных документах (ФГОС, примерные образовательные программы, CEFR) определяющих специфику развития системы образования на современном этапе в целом, и о системе непрерывного языкового образования как его неотъемлемой части
- формирование у студентов знаний о современных требованиях к уровню развития всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции в соответствие с ФГОС и Европейской шкалой компетенций (CEFR)
- формирование у студентов представлений о принятых в системе языкового образования способах контроля всех компонентов иноязычной коммуникативной (языковой, речевой, социокультурной, учебно-познавательной, компенсаторной) компетенции обучающихся
- развитие у студентов умений применять теоретическую информацию для анализа существующих УМК по иностранному языку, а также для разработки фрагментов урока по обучению отдельным аспектам языка и видам речевой деятельности
- формирование у студентов опыта применения знаний для планирования уроков, анализа и самоанализа проведенных уроков
- формирование у студентов способности выбирать оптимальные формы учебного взаимодействия с учетом специфики целевой аудитории и учебной ситуации при планировании фрагментов урока
Планируемые результаты обучения
- владеть базовой терминологий методики преподавания иностранных языков
- знать особенности преподавания иностранного языка дошкольникам и младшим школьникам
- иметь первичные навыки работы с взрослыми людьми для решения практических задач, связанных с обучением иностранным языкам
- иметь первичные навыки работы с людьми подросткового возраста для решения практических задач, связанных с возрастным развитием
- умеет спланировать и провести фрагмент урока и проанализировать фрагмент урока, посвящённый обучению
- уметь подбирать дополнительные ресурсы для обучения ИЯ
- уметь проанализировать видео-урок по плану
- уметь проанализировать УМК и определить плюсы и минусы
- уметь отобрать дополнительные ресурсы и аргументировать необходимость их использования
- знать цели, принципы и содержание обучения ИЯ
- учитывать требования нормативных документов в практической деятельности
- уметь использовать разные способы семантизации лексики
- уметь производить отбор фонетического/ лексического/ грамматического материала
- владеть приемами индуктивного/ дедуктивного введения и отработки грамматического материала
- уметь проанализировать/провести фрагмент урока, посвященного развитию фонетических/ грамматических/ лексических навыков
- владеть приемами формирования и развития фонетических/ грамматических/ лексических навыков
- уметь формировать и развивать умения чтения/ аудирования
- уметь спланировать и провести фрагмент урока, нацеленного на формирование/ развитие коммуникативных умений
- эффективно управлять обучением при преподавании ИЯ
Содержание учебной дисциплины
- Цели и содержание обучения иностранным языкам. Базовые категории методики.
- Нормативные документы
- Обучение аспектам языка. Развитие лексических навыков.
- Развитие грамматических навыков
- Обучение аспектам языка. Обучение фонетике.
- Обучение рецептивным видам речевой деятельности
- Обучение говорению
- Планирование урока. Анализ урока.
- Обучение письму.
- Языковой контроль в школе. Альтернативные формы контроля.
- Методика обучения иностранным языкам дошкольников и младших школьников.
- Обучение ИЯ подростков
- Выбор и оценка УМК.
- Выбор и использование дополнительных ресурсов.
- Особенности обучения ИЯ взрослых
- Управление обучением
Элементы контроля
- Экзамен
- Терминологический диктант 1 модуль
- Аудиторная работа 1 модуль
- Терминологический диктант 2-3 модульЧисло контролей может быть немного изменено
- Квизы на семинарах 1количество может варьироваться
- Квизы на семинарах 2Количество контролей может незначительно меняться
- Аудиторная работа 2-3 модуль
- Финальная работа (1 модуль)
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.3 * Аудиторная работа 1 модуль + 0.2 * Квизы на семинарах 1 + 0.2 * Терминологический диктант 1 модуль + 0.3 * Финальная работа (1 модуль)
- 2025/2026 3rd module0.3 * Аудиторная работа 2-3 модуль + 0.2 * Квизы на семинарах 2 + 0.2 * Терминологический диктант 2-3 модуль + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Мильруд, Р. П. Теория обучения иностранным языкам. Английский язык : учебник для вузов / Р. П. Мильруд. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 406 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11977-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566638 (дата обращения: 03.04.2025).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Методика обучения иностранному языку : учебник и практикум для среднего профессионального образования / ответственный редактор О. И. Трубицина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 457 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-19071-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566541 (дата обращения: 03.04.2025).