Бакалавриат
2025/2026




Психология массовой коммуникации
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Васильева Екатерина Дмитриевна
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, изучающих дисциплину «Психология массовых коммуникаций». В результате освоения дисциплины студент: (а) знает основные психологические закономерности массовой коммуникации; (б) умеет использовать социально-психологические знания для анализа реальных сообщений массовой коммуникации; (в) владеет навыками проведения исследований в области массовой коммуникации; (г) владеет навыками воздействия в области массовой коммуникации. Настоящая дисциплина относится к циклу Общепрофессиональных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине «Социальная психология». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплины «Психология межгрупповых отношений», «Психология коллективных действий».
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление с закономерностями воздействия классических (печати, радио, телевидения) и современных (локальных сетей и глобальной сети Интернет) средств массовой коммуникации на представления, эмоции и поведение человека.
- Формирование навыков анализа конкретных ситуаций воздействия классических и современных средств массовой коммуникации на представления, эмоции и поведение человека.
- Формирование навыков проведения психологических исследований в области массовой коммуникации.
Планируемые результаты обучения
- Знает закономерности формирования Интернет-зависимости и умеет применять эти знания при анализе реальных ситуаций.
- Знает особенности воздействия массовой коммуникации на социальное поведение и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
- Знает особенности воздействия новостей и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
- Знает особенности образовательного воздействия массовой коммуникации и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
- Знает особенности социального поведения в Интернете и умеет применять их при анализе конкретных сообщений.
- Знает особенности социального познания в массовой коммуникации и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
- Знает особенности убеждения в массовой коммуникации и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
- Знает особенности функционирования виртуальных групп и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
- Знает роль массовой коммуникации в межгрупповых отношениях и умеет применять эти знания при анализе реальных сообщений.
- Знает роль массовой коммуникации в политическом поведении и умеет применять эти знания при анализе реальных сообщений.
- Знает связь психологического благополучия человека с участием в массовой коммуникации и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
- Знает теоретические подходы к изучению массовой коммуникации и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
Содержание учебной дисциплины
- Подходы к изучению массовой коммуникации
- Массовая коммуникация как источник информации
- Массовая коммуникация как средство убеждения
- Обучение в массовой коммуникации
- Социальное познание в массовой коммуникации
- Массовая коммуникация и психологическое состояние аудитории
- Влияние массовой коммуникации на социальное поведение
- Массовая коммуникация как платформа для социального взаимодействия
- Рабочие группы в массовой коммуникации
- Политическое поведение и массовая коммуникация
- Межгрупповые отношения и массовая коммуникация
- Психологическая зависимость от массовой коммуникации
- Защита итогового исследовательского проекта
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Итоговый проект + 0.3 * Мини-проект + 0.2 * Тест по пройденной теме
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Lange, P. A. M. V., Kruglanski, A. W., & Higgins, E. T. (2013). Handbook of Theories of Social Psychology : Collection: Volumes 1 & 2 (Vol. [Enhanced Credo edition]). Los Angeles [California]: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1216048
- Preiss, R. W. (2007). Mass Media Effects Research : Advances Through Meta-Analysis. Mahwah, N.J.: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=355257
- Sanborn, F. W., & Harris, R. J. (2019). A Cognitive Psychology of Mass Communication (Vol. Seventh edition). New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1984545
- Sundar, S. S. (2015). The Handbook of the Psychology of Communication Technology. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=943112
- Wallace, P. M. (1999). The Psychology of the Internet. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=53725
- Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383
Рекомендуемая дополнительная литература
- Konijn, E., Scheve, C. von, & Döveling, K. (2011). The Routledge Handbook of Emotions and Mass Media. Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=339902
- Young, K. S., & Abreu, C. N. de. (2011). Internet Addiction : A Handbook and Guide to Evaluation and Treatment. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=343324
- Общественное животное : введение в социальную психологию: учеб. пособие для вузов, Аронсон, Э., 1999