• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Психология массовой коммуникации

Статус: Курс по выбору (Психология)
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, изучающих дисциплину «Психология массовых коммуникаций». В результате освоения дисциплины студент: (а) знает основные психологические закономерности массовой коммуникации; (б) умеет использовать социально-психологические знания для анализа реальных сообщений массовой коммуникации; (в) владеет навыками проведения исследований в области массовой коммуникации; (г) владеет навыками воздействия в области массовой коммуникации. Настоящая дисциплина относится к циклу Общепрофессиональных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине «Социальная психология». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплины «Психология межгрупповых отношений», «Психология коллективных действий».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с закономерностями воздействия классических (печати, радио, телевидения) и современных (локальных сетей и глобальной сети Интернет) средств массовой коммуникации на представления, эмоции и поведение человека.
  • Формирование навыков анализа конкретных ситуаций воздействия классических и современных средств массовой коммуникации на представления, эмоции и поведение человека.
  • Формирование навыков проведения психологических исследований в области массовой коммуникации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает закономерности формирования Интернет-зависимости и умеет применять эти знания при анализе реальных ситуаций.
  • Знает особенности воздействия массовой коммуникации на социальное поведение и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
  • Знает особенности воздействия новостей и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
  • Знает особенности образовательного воздействия массовой коммуникации и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
  • Знает особенности социального поведения в Интернете и умеет применять их при анализе конкретных сообщений.
  • Знает особенности социального познания в массовой коммуникации и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
  • Знает особенности убеждения в массовой коммуникации и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
  • Знает особенности функционирования виртуальных групп и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
  • Знает роль массовой коммуникации в межгрупповых отношениях и умеет применять эти знания при анализе реальных сообщений.
  • Знает роль массовой коммуникации в политическом поведении и умеет применять эти знания при анализе реальных сообщений.
  • Знает связь психологического благополучия человека с участием в массовой коммуникации и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
  • Знает теоретические подходы к изучению массовой коммуникации и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Подходы к изучению массовой коммуникации
  • Массовая коммуникация как источник информации
  • Массовая коммуникация как средство убеждения
  • Обучение в массовой коммуникации
  • Социальное познание в массовой коммуникации
  • Массовая коммуникация и психологическое состояние аудитории
  • Влияние массовой коммуникации на социальное поведение
  • Массовая коммуникация как платформа для социального взаимодействия
  • Рабочие группы в массовой коммуникации
  • Политическое поведение и массовая коммуникация
  • Межгрупповые отношения и массовая коммуникация
  • Психологическая зависимость от массовой коммуникации
  • Защита итогового исследовательского проекта
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Мини-проект
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Итоговый проект
  • неблокирующий Тест по пройденной теме
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Итоговый проект + 0.3 * Мини-проект + 0.2 * Тест по пройденной теме
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lange, P. A. M. V., Kruglanski, A. W., & Higgins, E. T. (2013). Handbook of Theories of Social Psychology : Collection: Volumes 1 & 2 (Vol. [Enhanced Credo edition]). Los Angeles [California]: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1216048
  • Preiss, R. W. (2007). Mass Media Effects Research : Advances Through Meta-Analysis. Mahwah, N.J.: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=355257
  • Sanborn, F. W., & Harris, R. J. (2019). A Cognitive Psychology of Mass Communication (Vol. Seventh edition). New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1984545
  • Sundar, S. S. (2015). The Handbook of the Psychology of Communication Technology. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=943112
  • Wallace, P. M. (1999). The Psychology of the Internet. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=53725
  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Konijn, E., Scheve, C. von, & Döveling, K. (2011). The Routledge Handbook of Emotions and Mass Media. Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=339902
  • Young, K. S., & Abreu, C. N. de. (2011). Internet Addiction : A Handbook and Guide to Evaluation and Treatment. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=343324
  • Общественное животное : введение в социальную психологию: учеб. пособие для вузов, Аронсон, Э., 1999

Авторы

  • Гулевич Ольга Александровна