Бакалавриат
2025/2026





Осознанная коммуникация: От мысли к её выражению
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Каширская Екатерина Владимировна
Язык:
русский
Контактные часы:
14
Программа дисциплины
Аннотация
Как часто мы понимаем свою мысль, но не можем выразить её ясно — особенно в профессиональной сфере? Эта трудность знакома многим будущим психологам, независимо от их специализации: будь то психологическое консультирование, когнитивная или организационная психология. Речь — не просто средство передачи информации, а важнейший инструмент профессионального взаимодействия. Однако её эффективность зависит не столько от внешних навыков, сколько от внутренней речемыслительной деятельности — процесса, в котором мысль обретает словесную форму.
Этот краткий, но насыщенный практикой курс (14 часов) не ставит целью «научить говорить за один модуль». Вместо этого он создаёт пространство для осознания — чтобы каждый студент увидел, как устроено его собственное речемышление, какие барьеры мешают точности, гибкости и смысловой глубине высказывания.
Мы исследуем ключевые аспекты речемыслительной деятельности.
Языковые особенности: профессиональный словарь, логическая организация терминов, интегративность семантической памяти. Чем структурированнее язык — тем эффективнее коммуникация.
Собственно речевые качества: продуктивность и динамичность — способность быстро и содержательно формулировать мысль.
Смысловые характеристики: гибкость и креативность вербального мышления, умение строить план, прогнозировать его реализацию и оперативно перестраивать речь в меняющихся условиях.
Внутренняя диалогичность — способность вести внутренний диалог, осознавать и преобразовывать противоречия между разными «голосами» в себе.
Направленность речемышления на смысловое преобразование задач — умение переосмысливать ситуацию и принимать творческие, ответственные решения в неопределённых условиях.
Формат курса — психологический тренинг, включающий рефлексивные и коммуникативные упражнения, дискуссии и мини-практики. Участники не получают универсальных «рецептов», а выявляют свои типичные затруднения и выстраивают индивидуальные траектории развития — с учётом своей профессиональной направленности.
Итоговая аттестация включает:
оценку активности и вовлечённости в занятия,
написание теоретического теста-эссе,
выполнение практического задания, отражающего уровень осознанности речемыслительных процессов.
Цель данного курса не в том, чтобы сразу всё «исправить», а в том, чтобы увидеть — и начать меняться.
Цель освоения дисциплины
- Формирование базовых знаний по психологии мышления и речи, процессах речепроизводства и речевосприятия
- Формирование представления о речемыслительной деятельности психолога
- Развитие навыков речемыслительной деятельности у студентов – будущих психологов.
Планируемые результаты обучения
- Определяет основные понятия психологии мышления и речи, речемыслительной деятельности.
- Называет процессы речепроизводства и речевосприятия
- Определяет основные фазы речемыслительной деятельности, речемыслительные действия и операции
- Называет основные понятия профессиональной речи
- Определяет качества и навыки речемыслительной деятельности психолога
- Определяет особенности и типы речемыслительной деятельности психолога
- Различает типы речемыслительной деятельности.
- Владеет языковыми навыками правильной речемыслительной деятельности психолога: расширенный словарный запас, интегративность семантической памяти
- Владеет собственно-речевыми навыками правильной речемыслительной деятельности психолога: продуктивность и динамичность
- Владеет смысловыми навыками правильной речемыслительной деятельности психолога: гибкость и креативность вербального мышления.
- Владеет приемами работы со своей речью и совершенствования своего профессионального высказывания.
- Демонстрирует развитую рефлексию и внутреннюю диалогичность при формулировании речевого высказывания
- Определяет характеристики стратегий становления речемыслительной деятельности
- Формулирует пути актвивизации преобразующей стратегии собственной речемыслительной деятельности.
Содержание учебной дисциплины
- Общее представление о речемыслительной деятельности.Лекции 2 часа
- Речемыслительная деятельность психологаПрактические занятия - 2 часа
- Психологические особенности речемыслительной деятельности психолога: языковые, собственно-речевые, смысловые.Практические занятия - 6 часов
- Стратегии становления речемыслительной деятельности будущего психолога. Общее представление о речемыслительной деятельностиПрактические занятия - 6 часов
Элементы контроля
- Активность на практическом занятииДанный элемент контроля учитывает посещаемость и активность студентов непосредственно на практическом занятии - участие в дискуссиях, выполнение индивидуальных и групповых упражнений, развернутая обратная связь по упражнениям, обратная связь по работе коллег.
- Тест-эссеКраткое эссе по теоретическим аспектам речемыслительной деятельности выполняется на последнем практическом занятии, очно. Оцениваются языковые, собственно-речевые и смысловые особенности речемыслительной деятельности студентов. Эссе представляет собой набор открытых вопросов, на которые студентам необходимо ответить в рамках отведенного на листе места (емко и содержательно). Объем эссе - 3 страницы. Бланки будут выданы, с собой необходимо принести шариковую ручку.
- Устная презентация по теме ВКР / по результатам производственной практикиПервая часть последнего практического занятия будет посвящена последовательному выступлению каждого участника с устной презентацией на 3 минуты по теме ВКР или по тематике производственной практики. В данном задании используется формат взаимного оценивания (peer assessment), когда все участники оценивают выступления друг друга. Формула 50/50 оценка аудитории/оценка преподавателя.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.3 * Активность на практическом занятии + 0.35 * Тест-эссе + 0.35 * Устная презентация по теме ВКР / по результатам производственной практики
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Fundamentals of psycholinguistics, Fernandez, E. M., 2011
- Handbook of psycholinguistics, , 2006
- Psycholinguistic and cognitive inquiries into translation and interpreting, , 2015
- The Cambridge handbook of psycholinguistics, , 2012
- Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
- Мышление и речь, Выготский, Л.С., 1999
- Общая психолингвистика : хрестоматия, , 2004
- Психолингвистика : учебник, Белянин, В. П., 2013
- Психолингвистика, учебник, 5-е изд., испр., 336 с., Фрумкина, Р. М., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- (Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология : новые науки о человеке говорящем, , 2017
- Knowledge of language : its nature, origin, and use, Chomsky, N., 1986
- Введение в психологическое консультирование, Меновщиков, В. Ю., 2000
- Возрастная психолингвистика : хрестоматия, , 2004
- Деятельность и психология личности, Абульханова-Славская, К. А., 1980
- Профессиональная речь юриста : учеб. пособие, Ивакина, Н. Н., 2010
- Профессиональное психологическое консультирование : учеб. пособие для вузов, Мальцева, Т. В., 2010
- Психолингвистика : что мы делаем, когда говорим и думаем. Препринт WP6/2004/04, Фрумкина, Р. М., 2006
- Психолингвистика, Слобин, Д., 2006
- Психологическое консультирование, Забродин, Ю. М., 2010
- Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания : интерсознание в психоанализе, Россохин, А. В., 2010