• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Осознанная коммуникация: От мысли к её выражению

Статус: Курс по выбору (Психология)
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 14

Программа дисциплины

Аннотация

Как часто мы понимаем свою мысль, но не можем выразить её ясно — особенно в профессиональной сфере? Эта трудность знакома многим будущим психологам, независимо от их специализации: будь то психологическое консультирование, когнитивная или организационная психология. Речь — не просто средство передачи информации, а важнейший инструмент профессионального взаимодействия. Однако её эффективность зависит не столько от внешних навыков, сколько от внутренней речемыслительной деятельности — процесса, в котором мысль обретает словесную форму. Этот краткий, но насыщенный практикой курс (14 часов) не ставит целью «научить говорить за один модуль». Вместо этого он создаёт пространство для осознания — чтобы каждый студент увидел, как устроено его собственное речемышление, какие барьеры мешают точности, гибкости и смысловой глубине высказывания. Мы исследуем ключевые аспекты речемыслительной деятельности. Языковые особенности: профессиональный словарь, логическая организация терминов, интегративность семантической памяти. Чем структурированнее язык — тем эффективнее коммуникация. Собственно речевые качества: продуктивность и динамичность — способность быстро и содержательно формулировать мысль. Смысловые характеристики: гибкость и креативность вербального мышления, умение строить план, прогнозировать его реализацию и оперативно перестраивать речь в меняющихся условиях. Внутренняя диалогичность — способность вести внутренний диалог, осознавать и преобразовывать противоречия между разными «голосами» в себе. Направленность речемышления на смысловое преобразование задач — умение переосмысливать ситуацию и принимать творческие, ответственные решения в неопределённых условиях. Формат курса — психологический тренинг, включающий рефлексивные и коммуникативные упражнения, дискуссии и мини-практики. Участники не получают универсальных «рецептов», а выявляют свои типичные затруднения и выстраивают индивидуальные траектории развития — с учётом своей профессиональной направленности. Итоговая аттестация включает: оценку активности и вовлечённости в занятия, написание теоретического теста-эссе, выполнение практического задания, отражающего уровень осознанности речемыслительных процессов. Цель данного курса не в том, чтобы сразу всё «исправить», а в том, чтобы увидеть — и начать меняться.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование базовых знаний по психологии мышления и речи, процессах речепроизводства и речевосприятия
  • Формирование представления о речемыслительной деятельности психолога
  • Развитие навыков речемыслительной деятельности у студентов – будущих психологов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет основные понятия психологии мышления и речи, речемыслительной деятельности.
  • Называет процессы речепроизводства и речевосприятия
  • Определяет основные фазы речемыслительной деятельности, речемыслительные действия и операции
  • Называет основные понятия профессиональной речи
  • Определяет качества и навыки речемыслительной деятельности психолога
  • Определяет особенности и типы речемыслительной деятельности психолога
  • Различает типы речемыслительной деятельности.
  • Владеет языковыми навыками правильной речемыслительной деятельности психолога: расширенный словарный запас, интегративность семантической памяти
  • Владеет собственно-речевыми навыками правильной речемыслительной деятельности психолога: продуктивность и динамичность
  • Владеет смысловыми навыками правильной речемыслительной деятельности психолога: гибкость и креативность вербального мышления.
  • Владеет приемами работы со своей речью и совершенствования своего профессионального высказывания.
  • Демонстрирует развитую рефлексию и внутреннюю диалогичность при формулировании речевого высказывания
  • Определяет характеристики стратегий становления речемыслительной деятельности
  • Формулирует пути актвивизации преобразующей стратегии собственной речемыслительной деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее представление о речемыслительной деятельности.
    Лекции 2 часа
  • Речемыслительная деятельность психолога
    Практические занятия - 2 часа
  • Психологические особенности речемыслительной деятельности психолога: языковые, собственно-речевые, смысловые.
    Практические занятия - 6 часов
  • Стратегии становления речемыслительной деятельности будущего психолога. Общее представление о речемыслительной деятельности
    Практические занятия - 6 часов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на практическом занятии
    Данный элемент контроля учитывает посещаемость и активность студентов непосредственно на практическом занятии - участие в дискуссиях, выполнение индивидуальных и групповых упражнений, развернутая обратная связь по упражнениям, обратная связь по работе коллег.
  • неблокирующий Тест-эссе
    Краткое эссе по теоретическим аспектам речемыслительной деятельности выполняется на последнем практическом занятии, очно. Оцениваются языковые, собственно-речевые и смысловые особенности речемыслительной деятельности студентов. Эссе представляет собой набор открытых вопросов, на которые студентам необходимо ответить в рамках отведенного на листе места (емко и содержательно). Объем эссе - 3 страницы. Бланки будут выданы, с собой необходимо принести шариковую ручку.
  • неблокирующий Устная презентация по теме ВКР / по результатам производственной практики
    Первая часть последнего практического занятия будет посвящена последовательному выступлению каждого участника с устной презентацией на 3 минуты по теме ВКР или по тематике производственной практики. В данном задании используется формат взаимного оценивания (peer assessment), когда все участники оценивают выступления друг друга. Формула 50/50 оценка аудитории/оценка преподавателя.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.3 * Активность на практическом занятии + 0.35 * Тест-эссе + 0.35 * Устная презентация по теме ВКР / по результатам производственной практики
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fundamentals of psycholinguistics, Fernandez, E. M., 2011
  • Handbook of psycholinguistics, , 2006
  • Psycholinguistic and cognitive inquiries into translation and interpreting, , 2015
  • The Cambridge handbook of psycholinguistics, , 2012
  • Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
  • Мышление и речь, Выготский, Л.С., 1999
  • Общая психолингвистика : хрестоматия, , 2004
  • Психолингвистика : учебник, Белянин, В. П., 2013
  • Психолингвистика, учебник, 5-е изд., испр., 336 с., Фрумкина, Р. М., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • (Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология : новые науки о человеке говорящем, , 2017
  • Knowledge of language : its nature, origin, and use, Chomsky, N., 1986
  • Введение в психологическое консультирование, Меновщиков, В. Ю., 2000
  • Возрастная психолингвистика : хрестоматия, , 2004
  • Деятельность и психология личности, Абульханова-Славская, К. А., 1980
  • Профессиональная речь юриста : учеб. пособие, Ивакина, Н. Н., 2010
  • Профессиональное психологическое консультирование : учеб. пособие для вузов, Мальцева, Т. В., 2010
  • Психолингвистика : что мы делаем, когда говорим и думаем. Препринт WP6/2004/04, Фрумкина, Р. М., 2006
  • Психолингвистика, Слобин, Д., 2006
  • Психологическое консультирование, Забродин, Ю. М., 2010
  • Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания : интерсознание в психоанализе, Россохин, А. В., 2010

Авторы

  • Каширская Екатерина Владимировна