• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Психологическая помощь детям и родителям

Статус: Курс обязательный (Психология)
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на подготовку ознакомление студентов с основными видами деятельности психолога, работающего с детьми и их родителями (официальными представителями и иными специалистами), а также на ознакомление с методиками взаимодействия с детьми разного возраста.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Психологическая помощь детям и родителям» является формирование профессиональных навыков, необходимых для оказания психологом помощи детям любого возраста и их родителям, а также иным взрослым, взаимодействующим с детьми
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание основных маркеров физического и психологического насилия; знание алгоритма действия психолога в кризисной ситуации
  • понимание особенностей работы педагога-психолога
  • понимание специфики работы психолога с детьми и родителями
  • Студент должен продемонстрировать умение подобрать инструментарий, использовать его в соответствии с целями и задачами психологического воздействия, умение анализировать процесс и результаты проведенной работы, а также навык организации обратной связи
  • Студент должен продемонстрировать умение подобрать инструментарий, использовать его в соответствии с целями и задачами психологического воздействия, умение анализировать процесс и результаты проведенной работы, а также навык организации обратной связи.
  • умение подобрать подходящие (адекватные) ситуации виды помощи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Особенности оказания помощи детям и родителям
  • Семья как система и другие социальные системы, в которые включены родители и их дети
  • Ребенок как элемент семейной системы.
  • Этика психологического консультирования семьи и детей
  • Возрастно-психологическое консультирование детей и подростков.
  • Подходы к семейному консультированию. Детская психотерапия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    Проходит в виде тестирования на платформе Google-forms или SmartLMS, после прохождения курса лекций (в сессию после второго модуля). Оценивание на основе распределения результатов.
  • неблокирующий Проведение учебной психологической консультации с родителями (родителем) и ребенком
    Выполняется студентами в ходе командной работы, в группах из 4-5 человек. Возможность ротации в командах: по запросу студентов состав команды может смениться после выполнения первого задания. Ротация участников при выполнении второго задания крайне нежелательна, но возможна при необходимости (например, острому конфликту внутри команды или «выпадению» кого-то из учебного процесса в связи с уважительными причинами) Проведение учебной психологической консультации с родителями (родителем) и ребенком от дошкольного до подросткового возраста. Каждый этап в соответствии с критериями оценивания проверяется и супервизируется преподавателем. По итогу выполнения проводится презентация в форме представления случая для интервизии: каждый студент из слушателей может задать вопросу любому участнику выступающей команды, дать позитивную обратную связь или поделиться идеями, как можно дополнить работу.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценивается уровень активности участия в упражнениях, качества дополнительных вопросов во время лекций и семинаров, а также степень вдумчивости, количества и корректности ответов на вопросы преподавателя.
  • неблокирующий Создание информационного материала для родителей и детей
    Выполняется студентами в ходе командной работы, в группах из 4-5 человек. На семинарском занятии всей группой в ходе мозгового штурма выделяются частные запросы, с которыми родители могут обратиться за консультацией к специалисту, а также проблемы, с которыми сталкиваются семьи и дети. Каждая команда «берет» себе одну из перечисленных тем (тема может быть сменена по решению команды), которая кажется наиболее интересной, актуальной и малоосвещенной. По теме команда создает информационную брошюру или другой просветительский материал для родителей или детей.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    1 * Аудиторная работа
  • 2025/2026 3rd module
    0.15 * Аудиторная работа + 0.1 * Аудиторная работа + 0.15 * Проведение учебной психологической консультации с родителями (родителем) и ребенком + 0.3 * Создание информационного материала для родителей и детей + 0.3 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • БАЕВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. (2016). Психология безопасности: теоретическая основа помощи в экстремальной ситуации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.89088E9A
  • Венгер, А. Л.  Клиническая психология развития : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 312 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03304-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437534 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Грецов, А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание : практическое руководство / А. Грецов. — Санкт-Петербург : Питер, 2011. — 416 с. - ISBN 978-5-459-00887-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055395 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055395
  • ДУБРОВИНА И.В. (2014). Психологическая Культура Родителей Как Участников Образовательного Процесса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.87461CC9
  • Забродин, Ю., & Рубцов, В. (2012). Новая Школа И Проблемы Психолого-Педагогического Образования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.45C6E406
  • Ковров Владимир Викентьевич, & Kovrov Vladinir Vikentievich. (2015). Психологические и педагогические критерии и показатели агрессии и насилия в межличностном взаимодействии подростков. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.83DEDD4
  • Ковров Владимир Викентьевич, & Kovrov Vladinir Vikentievich. (2015). Угрозы и риски агрессии и насилия в межличностном взаимодействии подростков: социально-психологический аспект. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E15E48E1
  • Ковров, В. (2012). Психологическая Безопасность Детей, Находящихся В Трудной Жизненной Ситуации В Образовательной Среде Школы: Опыт Эмпирического Исследования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DCC3C479
  • Хухлаева, О. В.  Психологическая служба в образовании. Школьный психолог : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / О. В. Хухлаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 353 с. — (Бакалавр. Специалист. Магистр). — ISBN 978-5-534-06780-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441144 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Шойгу, Ю. С., & Филиппова, М. В. (2015). Этические Аспекты Экстренной Психологической Помощи Представителям Разных Культур. Moscow University Psychology Bulletin, (3), 108–116. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=117146671

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ДУБРОВИНА И.В. (2012). Индивидуальный Подход К Ребенку В Контексте Реализации Ресурса Его Творческого Потенциала. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8E633B8
  • Дубровина, И. В.  Психологическое благополучие школьников : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. В. Дубровина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 140 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09864-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438917 (дата обращения: 28.08.2023).
  • ПРОХОРОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА. (2008). Методические Рекомендации К Составлению Рабочего Графика Педагога-Психолога Дошкольного Учреждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.70FAED31
  • Психологическая безопасность личности : учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А. И. Донцов, Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотова, Е. Б. Перелыгина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 222 с. — (Бакалавр. Специалист. Магистр). — ISBN 978-5-534-09996-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429117 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Смирнова, Е. О., Детская психология : учебник / Е. О. Смирнова. — Москва : КноРус, 2019. — 279 с. — ISBN 978-5-406-06504-4. — URL: https://book.ru/book/929971 (дата обращения: 03.04.2025). — Текст : электронный.
  • Филиппова, М. В. (2015). Культурно-Этническая Принадлежность Как Фактор Регуляции Поведения Пострадавших В Чрезвычайных Ситуациях. Moscow University Psychology Bulletin, (2), 128–133. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=117129284

Авторы

  • Антонова Анна Валерьевна