• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Методы принятия решений в президентских режимах: испытание демократией

Статус: Курс по выбору (Политология)
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Сейчас современный институциональный дизайн любого государства почти немыслим без фигуры президента. Независимо от того, говорим ли мы об институционально сильном президенте или президенте в парламентской республике, для осуществления своих полномочий он использует особые вспомогательные органы, которые де-юре носят технический и консультационный характер – администрации, канцелярии или офисы (в некоторых случаях – советы безопасности). В случае, если мы говорим о режимах, которые политическая наука относит к президенциалистским или полупрезиденциалистским, роль таких органов существенно возрастает, а статус де-юре перестаёт соответствовать статусу де-факто: чем институционально сильнее президент, тем больше власти концентрируется в рамках его администрации. В отличие от президента, его вспомогательные органы находятся в тени, не всегда предусмотрены конституциями или законами государств и не имеют собственной легитимности. Их неопределённый статус в системе разделения властей, а также полномочия, фактически заимствованные у президента, позволяют им существенно корректировать предусмотренную конституцией систему сдержек и противовесов в свою пользу, превращаясь в самостоятельного вето-игрока. В рамках курса мы рассмотрим, какой юридический статус у таких органов, устанавливаются ли пределы их полномочий, с помощью как рычагов эти органы могут влиять на другие властные институты, а также как ими корректируется конституционная система государства. В основе курса находится метод кейс-стади: изучение роли и влияния президентских органов будет осуществляться на примере реальных дел, нормативных актов и судебных решений. Nowadays, the modern institutional design of any state is almost unthinkable without the figure of the president. Regardless of whether we are talking about an institutionally strong president or a president in a parliamentary republic, to exercise his powers he uses special subsidiary bodies that are de jure technical and advisory in nature - administrations, chancelleries or offices (in some cases, security councils). If we are talking about regimes that political science classifies as presidentialist or semi-presidentialist, the role of such bodies increases significantly, and the de jure status ceases to correspond to the de facto status: the institutionally stronger the president, the more power is concentrated within his administration. Unlike the President, his subsidiary bodies are in the shadows, are not always provided for by the constitutions or laws of States and do not have their own legitimacy. Their uncertain status in the system of separation of powers, as well as the powers actually borrowed from the president, allow them to significantly adjust the system of checks and balances provided for by the constitution in their favor, turning into an independent veto player. As part of the course, we will consider what the legal status of such bodies is, whether the limits of their powers are set, with the help of which levers these bodies can influence other government institutions, as well as how they adjust the constitutional system of the state. The course is based on the case study method: the study of the role and influence of presidential authorities will be carried out using the example of real cases, regulations and court decisions.