Бакалавриат
2025/2026




UX/UI исследования и аналитика
Статус:
Курс по выбору (Реклама и связи с общественностью)
Кто читает:
Школа коммуникаций
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
UX (от англ. User Experience) и UI (от англ. User Interface) сегодня представляют собой отдельную область продуктовой аналитики и работы с инструментами диджитал-коммуникации. Несмотря на то, что методология и набор инструментов UX/UI исследований аналогичен традиционным инструментам аналитики, поле применения методов UX/UI исследований уникально, что подтверждает актуальность данного курса. Освоив дисциплину UX/UI исследования и аналитика, студенты смогут: изучать и интерпретировать поведение пользователей; выявлять сегменты и потребности аудитории; разрабатывать Customer Journey Map; использовать инструменты дизайн-мышления; подбирать связки количественных и качественных методов для решения проблемы; проводить модерируемые и немодерируемые UX-тестирования и A/B-тесты; отбирать гипотезы для тестирования, искать идеи, запускать тесты и анализировать ошибки в интерфейсах.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить студентов с подходами, методами и инструментами проектирования пользовательского пути, применяемых для решения коммуникационных задач.
Планируемые результаты обучения
- Формулирует исследовательские цели и выстраивает стратегию UX Research (умеет определять задачи, составлять ТЗ, выбирать методы)
- Применяет современные методы UX-исследований и анализа данных (глубинные интервью, юзабилити-тесты, опросы, A/B-тесты, mixed-methods, интерпретация результатов)
- Использует AI и цифровые инструменты для подготовки, проведения и анализа исследований (AI для синтеза инсайтов, автоматизации исследований, обработки мультиязычных данных)
- Создаёт исследовательские артефакты, которые влияют на продуктовые решения (CJM, инсайт-репозитории, MVP-концепты, прототипы и сценарии в Figma)
- Интегрирует исследования в бизнес и продуктовый процесс (понимает фреймворки разработки, связывает инсайты с метриками продукта, помогает строить доступные и эффективные интерфейсы)
Содержание учебной дисциплины
- Блок 1. Введение в UX исследования
- Блок 2. Планирование и стратегия исследований
- Тема 2.1. Проработка дизайна исследования и переработка бизнес-потребностей в цели исследования
- Тема 2.2. Подходы к проведению UX исследований
- Блок 3. Качественные методы в UX исследованиях
- Тема 3.1. Глубинные интервью и этнография
- Тема 3.2. Юзабилити тестирования
- Блок 4. Количественные методы в UX исследованиях
- Тема 4.1. Массовые опросы в UX исследованиях
- Тема 4.2. Карточная сортировка и древовидный тест
- Блок 5. Анализ данных, синтез инсайтов и фреймворки
- Тема 5.1. Фреймворки в исследованиях пользовательского опыта
- Тема 5.2. AI инструменты в UX исследованиях
- Блок 6. Проектирование интерфейсов
- Тема 6.1. Инструменты и подходы к проектированию и прототипированию интерфейсов
- Тема 6.2. Роль текста в проектировании интерфейсов
- Тема 6.3. Доступность и проектирование интерфейсов
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.6 * Домашние работы + 0.3 * Проект + 0.1 * Семинарская активность
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Gothelf, J., & Seiden, J. (2013). Lean UX : Applying Lean Principles to Improve User Experience: Vol. 1st ed. O’Reilly Media.
- Nunnally, B., & Farkas, D. (2017). UX Research : Practical Techniques for Designing Better Products. O’Reilly Media.
- Steve Portigal. (2013). Interviewing Users : How to Uncover Compelling Insights. Rosenfeld Media.
- Tullis, T., & Albert, B. (2013). Measuring the User Experience : Collecting, Analyzing, and Presenting Usability Metrics. Amsterdam: Morgan Kaufmann. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=486121
- W. Craig Tomlin. (2018). UX Optimization : Combining Behavioral UX and Usability Testing Data to Optimize Websites. Apress.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Convertino, G., & Frishberg, N. (2017). Why Agile Teams Fail Without UX Research. Communications of the ACM, 60(9), 35–37. https://doi.org/10.1145/3126156
- Gray, C. M., Parsons, P., Toombs, A. L., Rasche, N., & Vorvoreanu, M. (2020). Designing an Aesthetic Learner Experience: UX, Instructional Design, and Design Pedagogy. International Journal of Designs for Learning, 11(1), 41–58.
- Karr, A. (2015). UX research vs. UX design. https://doi.org/10.1145/2834964
- Norman, D. A. (2013). The Design of Everyday Things : Revised and Expanded Edition (Vol. Revised and expanded edition). New York: Basic Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=658202