Бакалавриат
2025/2026




Независимый экзамен по русскому языку
Статус:
Курс обязательный (Юриспруденция: правовое регулирование бизнеса)
Кто читает:
Школа иностранных языков
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Контактные часы:
2
Программа дисциплины
Аннотация
Независимый экзамен по русскому языку как иностранному призван оценить у иностранных студентов НИУ ВШЭ уровень владения русским языком, необходимый для целей академического общения, и определить, готовы ли иностранные студенты использовать русский язык в качестве средства обучения на различных академических программах. Экзамен является обязательной частью учебной программы и проводится ежегодно.
Цель освоения дисциплины
- Определить уровень сформированности умений академической и профессиональной коммуникации на русском языке в четырех видах речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо и говорение).
Планируемые результаты обучения
- ● читать и понимать тексты на русском языке.
- ● уверенно использовать широкий спектр лексических единиц и грамматических структур русского языка для достижения целей письменного общения. ● создавать логичные, развернутые, связные и аргументированные письменные тексты.
- ● воспринимать на слух и понимать устные высказывания на повседневные, социокультурные и общенаучные темы.
- ● уверенно использовать широкий спектр лексических единиц и грамматических структур русского языка для достижения целей устного общения. ● создавать логичные, развернутые, связные и аргументированные устные высказывания.
Элементы контроля
- ЧтениеВ раздел включены тестовые вопросы разных типов, в частности, вопросы с выбором одного правильного ответа, вопросы на установление правильной последовательности, вопросы с выбором всех правильных ответов, вопросы на выбор верных утверждений, задания на дополнение и др. Количество заданий и их последовательность в каждой части могут варьироваться. На выполнение заданий раздела «Чтение» отводится 60 мин.
- ПисьмоВ задании 1 студенты должны написать электронное письмо, ответив на вопросы, данные в задании. В задании 2 студенты должны написать сочинение-рассуждение на основе визуальной информации, представив свою позицию по обозначенной проблеме и приведя обоснованные, структурированные и развернутые аргументы, подкрепленные примерами. Тематика сочинений-рассуждений – социокультурные и общенаучные вопросы. Выполнение заданий предполагает, что студенты продемонстрируют не только лексико-грамматические знания и навыки, но также владение стилистическими средствами разных жанров, средствами и способами логической связи, дискурсивными маркерами. На выполнение двух заданий раздела «Письмо» отводится 60 мин. (электронное письмо (20 мин.) и сочинение-рассуждение (40 мин.)
- АудированиеРаздел включает тестовые вопросы разных типов, включая, в частности, вопросы с выбором одного правильного ответа, вопросы на установление правильной последовательности, вопросы с выбором всех правильных ответов, вопросы на выбор верных утверждений, задания на дополнение и др. Количество заданий и их последовательность в каждой части могут варьироваться. На выполнение всех трех частей раздела «Аудирование» студентам отводится около 25 мин.
- ГоворениеЗадание 1 предполагает, что студенты продемонстрируют умения создания развернутого монологического высказывания на заданную тему. Студентам дается 1 минута на подготовку ответа по обозначенной проблеме. Задание 2 направлено на проверку уровня сформированности умений неподготовленной диалогической речи. В этом задании студенты должны ответить на вопросы, представив логичные и структурированные ответы, подкрепленные аргументами и примерами. Затрагиваемые темы в каждом из заданий могут касаться повседневного, социокультурного и общенаучного круга вопросов. На выполнение двух заданий раздела «Говорение» отводится около 15 мин.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.25 * Аудирование + 0.25 * Говорение + 0.25 * Письмо + 0.25 * Чтение
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Морфология, Глазунова, О. И., 2000
- Чистая грамматика : учеб. пособие для иностр. учащихся продвинутого этапа обучения, Ласкарева, Е. Р., 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- В мире людей. Вып.1: Письмо. Говорение, Макова, М. Н., 2017
- В мире людей. Вып.2: Аудирование. Говорение, Макова, М. Н., 2019
- В мире людей. Вып.3; Ч.1: Чтение. Говорение : ТРКИ-2, Макова, М. Н., 2018
- Золотое перо : пособие по развитию навыков письменной речи, Колесова, Д. В., 2016
- Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику : учеб. пособие по рус. яз. для иностр. учащихся, Баско, Н. В., 2016