• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Образовательное право

Статус: Курс обязательный (Доказательное развитие образования)
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Образовательное право» адресован широкой аудитории: не только студентам-юристам, но и тем, кто в целом интересуется устройством системы образования в России. Курс дает системное представление о том, как устроена эта система в России, кто и каким образом её регулирует, на каких уровнях принимаются ключевые образовательные решения, как выглядит баланс прав и обязанностей участников образовательных отношений. В основе курса лежит практический опыт преподавателей, полученный в их экспертной, законотворческой и исследовательской деятельности. На лекциях и семинарах рассматриваются реальные кейсы из практики, с объяснением исторического, политического и экономического контекста. Этот подход обеспечивает лучшее понимание того, как работает система образования, её кажущихся парадоксов и перспектив развития.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать системное представление о том, как устроена система образования в России.
  • Понимать отличия в уровнях и основаниях принятия правовых и управленческих решений в образовании
  • Применять релевантные правовые нормы и принципы при решении сложных и спорных вопросов образовательной деятельности (в конфликтных ситуациях, при внедрении новых правил, применении нетривиальных организационных схем и пр.).
  • Анализировать и оценивать проекты правовых актов и решений в области образования с точки зрения их законности и исполнимости.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Излагает правовые нормы языком, доступным широкому кругу читателей, и, наоборот, оформляет управленческие решения в соответствии с правилами юридической техники.
  • Различает полномочия разных уровней и органов управления образованием и определяет, на каком уровне власти или органе лежат ответственность и функции в рамках образовательной политики.
  • Определяет границы автономии образовательных организаций и аргументирует решения, исходя из границ и возможностей автономии.
  • Юридически аргументирует внесение изменений в законы, подзаконные или локальные нормативные акты, исходя из поставленной управленческой задачи.
  • Выявляет смысл юридического конфликта и способы его разрешения на базе кейсов из реальной, в том числе судебной, практики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в образовательное право. Комплексный характер образовательного права. Международно-правовые и конституционно-правовые основы права на образование
  • Система образования в Российской Федерации
  • Система образовательного законодательства
  • Полномочия органов государственной власти в сфере образования
  • Правовые основы финансового обеспечения образовательных организаций в Российской Федерации
  • Правовой статус образовательных организаций. Автономия и подотчетность образовательных организаций. Качество образования. Локальные нормативные акты образовательных организаций
  • Управление образовательной организацией. Качество и эффективность для образовательной организации. Студенческое самоуправление в России и зарубежных странах
  • Государственная регламентация образовательной деятельности
  • Правовая регламентация получения образования в различных формах. Академическая мобильность студентов. Онлайн образование
  • Правовой статус педагогических работников в Российской Федерации. Трудовые отношения в сфере образования
  • Правовой статус обучающихся, в том числе студентов образовательных ор-ганизаций. Академические права студентов
  • Содержание образования. Образовательные стандарты и образовательные программы
  • Договор об образовании. Вопросы приема, перевода и отчисления обучающихся. Государственная итоговая и промежуточная аттестация обучающихся
  • Подготовка локальных нормативных актов образовательных организаций
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповая работа
    В ходе курса оценивается выполнение студентами групповой работы, выполняемой во время семинара с подготовкой перед ним.
  • неблокирующий Письменный экзамен
    В течение 60 минут студенты решают по одному кейсу по вопросам правового регулирования образовательной деятельности. Решение кейсов потребует анализа законодательства, подзаконных актов, судебной практики, методических рекомендаций и разъяснений органов государственной власти Российской Федерации.
  • неблокирующий Индивидуальная работа
    В ходе курса оценивается индивидуальная работа студентов в виде индивидуальных заданий, выполняемых в начале семинара
  • неблокирующий Домашняя работа
    Необходимо переработать текст подзаконного акта в сфере образовательного права так, чтобы на его основе получилась компактная, понятная памятка для широкой аудитории. Памятка должна помогать быстро понять суть документа и использовать его на практике. Требования к результату: Понятность для среднего читателя — текст должен быть доступен людям без юридического образования. Компактность и четкость — уберите избыточные формулировки, объедините повторяющиеся положения. Структурированность — используйте заголовки, подзаголовки, выделение ключевых слов. Наглядность — включите схемы, таблицы, иконки, инфографику или другие визуальные элементы. Удобство навигации — текст должен легко просматриваться, важное — сразу бросаться в глаза. Простые формулировки — активный залог, короткие предложения и абзацы. Средства упрощения понимания — списки, визуальные блоки, примеры. Актуальность — сведения должны точно соответствовать действующей редакции документа. Дополнительные условия: Если использовались рекомендации по упрощению, укажите, какие именно и как они были применены. Если при подготовке использовался ИИ, укажите: какие запросы (промты) применялись; как проверялась точность результата; общий алгоритм подготовки памятки. Форма представления: Памятка в формате PDF, готовая для раздачи (A4, цвет, с графикой). Краткая пояснительная записка (до 1 страницы) о ходе работы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.15 * Групповая работа + 0.15 * Домашняя работа + 0.3 * Индивидуальная работа + 0.4 * Письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Образовательное право : учебник для академического бакалавриата / А. И. Рожков [и др.] ; под общей редакцией А. И. Рожкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 349 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08709-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433082 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Образовательное право : учебник / Д.А.Пашенцев. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 180 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/24327. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1010781

Авторы

  • Княгинина Надежда Владимировна
  • Янкевич Семён Васильевич