• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Теории справедливости и принцип равенства в современной политико-правовой мысли

Статус: Курс обязательный (Юриспруденция)
Когда читается: 5-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Теории справедливости и принцип равенства в современной политико-правовой мысли» посвящена изучению основных эгалитарных теорий западной интеллектуальной традиции XX–XXI вв. В рамках дисциплины изучаются основные направления современного эгалитаризма (формальное равенство и равенство возможностей, ресурсные теории и теории результата и др.); изучаются важнейшие теоретические споры о равенстве ( проблема «валюты равенства», критерии политического, экономического и социального неравенства, принципы перераспределения); рассматриваются дискуссии о понятии «справедливость», развернувшейся в англо-американской политической философии и философии права во второй половине XX века. Знакомство студентов с актуальной научной дискуссией призвано создать у обучающихся более комплексное представление о справедливости, возможных подходах к осмыслению данного понятия, ограничениях тех или иных подходов, а также значения категории «справедливость» в функционировании права.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить основные современные политико-правовые подходы к пониманию равноправия, равенства, справедливости. Дать комплексное представление о современных дискуссиях о справедливости. Данные знания позволят на более фундаментальном уровне понять основания права и государственных институтов и на их основе научиться предлагать правовые решения в сфере социальной политики, направленной на смягчение социального неравенства, предотвращение дискриминации и обеспечение равного доступа к правам и общественным благам.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные определения понятий "равенство", "равноправие", "формальное равенство", "фактическое равенство", "социальное равенство", "дискриминация", "равное обращение"; - знает основные теоретические работы на русском и английском языках по вопросам равенства и равноправия
  • различать понятия формального (юридического) равенства и фактического равенства; знать подходы современных российских ученых к пониманию равенства и равноправия; знать основную проблематику теоретико-правовых трудов в области равенства и равноправия
  • знать подход Р.Дворкина к пониманию равенства и месту равенства в иерархии правовых ценностей; понимать суть позитивных мер выравнивания (аффирмативных действий) и их отличие от "дискриминации наоборот" (reverse discrimination)
  • уметь анализировать различные подходы к пониманию равноправия и социального равенства (неравенства); уметь оперировать понятиями "дистрибутивная справедливость", "равенство возможностей", "равный результат", "эгалитаризм", "перераспределение ресурсов" в политико-правовой дискуссии на тему равенства; понимать суть ресурсной теории и теории результата и умеет анализировать правовые явления с позиции данных теорий; "ресурсная теория (концепция)
  • знать основные термины и понятия доктрины Дж.Роулза о справедливости и равенстве
  • знает и умеет анализировать в сравнительно-правовой перспективе идет Р.Нозика о равенстве и путях устранения неравенства
  • умеет оперировать понятиями "дискриминация", "неравенство", "неравное обращение", "дифференциация" при анализе конкретных ситуаций, знает судебную практику и теоретические обоснование судебных решений по фактам дискриминации и неравного обращения
  • умеет выявлять связь между социальными правами и искоренением неравенства, знает теоретико-правовые подходы к анализу социальных прав, умеет выявлять их философско-правовое содержание и предлагать правовые меры защиты
  • • умеет выявлять связь между социальными правами и искоренением неравенства, знает теоретико-правовые подходы к анализу социальных прав, умеет выявлять их философско-правовое содержание и предлагать правовые меры защиты
  • • знает представления о справедливости в утилитаризме
  • • знает положения концепции «справедливость как честность» Джона Ролза
  • • знает взгляды на справедливость Рональда Дворкина
  • • знает общие положения концепции эгалитаризма удачи
  • • знает либертарианскую концепцию справедливости Роберта Нозика
  • • знает коммунитаристскую критику либеральных теорий справедливости
  • • знает основные положения подхода возможностей Амартии Сена
  • • знает основные положения эффективного альтруизма
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Основные понятия в современных теориях равенства
  • Тема 2. Принцип формального равенства в российских правовых исследованиях.
  • Тема 3. Равенство как ценность. Позитивные меры по достижению равенства. Понятие равенства в работах Р.Дворкина.
  • Тема 4. Понимание равенства в ресурсных теориях и теориях результата.
  • Тема 5. Взгляды на равенство Дж. Ролза.
  • Тема 6. Понимание равенства в работах Р.Нозика.
  • Тема 7. Дискриминация как проявление неравенства.
  • Тема 8. Проблематика равенства мужчин и женщин в политико-правовой мысли.
  • Тема 9. Социальные права граждан в политико-правовой перспективе.
  • Тема 10. Представления о справедливости в философском учении Иммануила Канта.
  • Тема 11. Представления о справедливости в утилитаризме.
  • Тема 12. Справедливость как честность Джона Ролза.
  • Тема 13. Рональд Дворкин и попытка решить проблему безбилетника.
  • Тема 14. Эгалитаризм удачи и попытка исправить волю случая.
  • Тема 15. Либертарианская концепция справедливости Роберта Нозика.
  • Тема 16. Коммунитаристская критика либеральных теорий справедливости.
  • Тема 17. Подход возможностей Амартии Сена.
  • Тема 18. Эффективный альтруизм как новый взгляд на утилитаризм.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарская активность
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Эссе
    Оценивается по десятибалльной шкале (1-10)
  • неблокирующий Устное собеседование
    Оценивается по десятибалльной шкале (1-10) Проводится в форме устного собеседования (вопрос – ответ). Время на подготовку не отводится. Экзамен в последнем модуле реализации (2 модуль) проводится по всем темам, изученным за весь курс (1-2 модуль)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Доклад + 0.3 * Семинарская активность + 0.3 * Устное собеседование + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Engelhardt, H., Schulz, F., & Büyükkeçeci, Z. (2018). Demographic and Human Development in the Middle East and North Africa. DEU. https://doi.org/10.20378/irbo-50993
  • KYMLICKA, W. (2016). Liberalism, Community and Culture Twenty-Five Years On: Philosophical Inquiries and Political Claims. Dve Domovini / Two Homelands, 44, 67–76. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=119423512
  • Кудрявцев, В. Н. Равноправие и равенство : монография / В. Н. Кудрявцев. — репр. изд. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 184 с. - ISBN 978-5-91768-705-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1347316
  • Проблемы правовой защиты женщин от дискриминации в сфере труда и занятости, Ершова, Е. Н., 2008
  • Развитие как свобода : пер. с англ., Сен А., 2004
  • Современная политическая философия : введение, Кимлика, У., 2010
  • Социальные права человека и социальные обязанности государства : международные и конституционные правовые аспекты, Иваненко, В. А., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Harvey, D. (2007). A Brief History of Neoliberalism. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=192206
  • Анархия, государство и утопия, Нозик, Р., 2008
  • Влияние подоходного налогообложения на социальное неравенство в России : монография / ; под ред. Л. И. Гончаренко, Коллектив авторов. — Москва : КноРус, 2020. — 222 с. — ISBN 978-5-4365-4953-8. — URL: https://book.ru/book/938073 (дата обращения: 03.04.2025). — Текст : электронный.
  • Идея справедливости, Сен, А., 2016
  • Империя права, Дворкин, Р., 2021
  • Равенство, Дорлинг, Д., 2014
  • Теория справедливости, Ролз, Дж., 2010
  • Убили бы вы толстяка? : задача о вагонетке: что такое хорошо и что такое плохо?, Эдмондс, Д., 2016
  • Что нельзя купить за деньги : моральные ограничения свободного рынка, Сэндел, М., 2013

Авторы

  • Соболева Анита Карловна
  • Сабинин Дмитрий Денисович
  • Балашов Дмитрий Викторович