• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Комплаенс в корпорациях

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Комплаенс в корпорациях» посвящена ¬¬¬¬¬¬¬углубленному изучению актуальных вопросов правового регулирования в области управления комплаенс-рисками, а также практики построения эффективных систем комплаенс-контроля. Необходимость преподавания данной дисциплины продиктована актуальной потребностью внедрения в коммерческих организациях действенных средств управления комплаенс-рисками, напрямую связанными с соблюдением различных регуляторных требований, а также требований в части добросовестного поведения на рынке, стандартов общественных организаций и лучших деловых практик. Отсутствие системы управления комплаенс-рисками может привести к росту финансовых потерь компании, невозможности осуществления эффективного внутреннего контроля, а в конечном счете к потере деловой репутации и реализации регуляторных рисков. В рамках дисциплины студентами изучаются наиболее важные области контроля за комплаенс-рисками (противодействие легализации денежных средств, противодействие коррупции, борьба с инсайдом и манипулированием, санкционный контроль, защита прав инвесторов, и др.), а также система правовых мер, направленных на минимизацию риска в каждой из данных областей при построении эффективной системы комплаенс-менеджмента в коммерческой организации. Дисциплина предусматривает активное участие студентов в учебном процессе, анализ кейса-эссе и устный экзамен. Активность в учебном процессе включает обязательное посещение мастер-классов по дисциплине. Блокирующие элементы контроля отсутствуют. В результате освоения дисциплины студент должен знать ключевые понятия и принципы управления комплаенс-рисками; уметь юридически грамотно толковать и применять нормы действующего законодательства в практической деятельности; овладеть навыками работы с научной литературой, российским и зарубежным законодательством, международными нормативными актами; приобрести опыт построения эффективной системы комплаенс-менеджмента. Для освоения учебной дисциплины студенты должны знать основные положения гражданского, предпринимательского и банковского права, основы экономики; уметь оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты; иметь навыки анализа различных правовых норм и правовых отношений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с теоретическими и практическими проблемами управления комплаенс-рисками с учетом новейшего законодательства и международной практики, а также выработка навыков применения риск-ориентированного подхода при построении системы комплаенс-менеджмента.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает ключевые понятия и принципы построения эффективных систем комплаенс-контроля в коммерческих организациях; базовые критерии классификации комплаенс-рисков; основные нормативные требования в различных областях комплаенс-контроля; основные тенденции развития международно-правового регулирования в области управления комплаенс-рисками
  • умеет юридически грамотно толковать и применять нормы действующего законодательства в практической деятельности; оценивать эффективность системы комплаенс-менеджмента компании; определять ключевые области комплаенс-риска и вырабатывать комплекс правовых и процедурных мер, направленных на их минимизацию
  • владеет навыками работы с научной литературой, российским и зарубежным законодательством, международными нормативными актами; навыками построения эффективной системы комплаенс-менеджмента в коммерческих организациях; навыками пошагового анализа комплаенс-процедур; навыками управления комплаенс-рисками в международной среде
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема № 1. Понятие комплаенс-риска. Виды и источники комплаенс-рисков.
  • Тема № 2. Нормативно-правовое регулирование в области управления комплаенс-рисками.
  • Тема № 3. Управление комплаенс-рисками в сфере ПОД/ФТ.
  • Тема № 4. Защита прав инвесторов.
  • Тема № 5. Санкционный комплаенс.
  • Тема № 6. Инсайд и манипулирование.
  • Тема № 7. Иные области осуществления комплаенс-контроля.
  • Тема № 8. Управление комплаенс-рисками в сфере противодействия коррупции.
  • Тема № 9. Комплаенс-менеджмент.
  • Тема № 10. Организация эффективной службы комплаенс в российской компании.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность в учебном процессе
  • неблокирующий Анализ кейса-эссе
  • неблокирующий Устный опрос (экзамен)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Активность в учебном процессе + 0.2 * Анализ кейса-эссе + 0.6 * Устный опрос (экзамен)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Касьяненко, Т. Г.  Анализ и оценка рисков в бизнесе : учебник для вузов / Т. Г. Касьяненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 456 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18872-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560259 (дата обращения: 03.04.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Буянский, С. Г., Корпоративное управление, комплаенс и риск-менеджмент : учебное пособие / С. Г. Буянский, Ю. В. Трунцевский. — Москва : Русайнс, 2024. — 342 с. — ISBN 978-5-466-06421-6. — URL: https://book.ru/book/953618 (дата обращения: 03.04.2025). — Текст : электронный.

Авторы

  • Лепилина Светлана Юрьевна
  • Ерпылева Наталия Юрьевна
  • Антоненко Наталья Александровна