• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Ответственность за нарушение законодательства в сфере медиа

Статус: Маго-лего
Где читается: Факультет права
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина по выбору «Ответственность за нарушение законодательства в сфере медиа» посвящена рассмотрению проблем частноправовой и публично-правовой ответственности в сфере массовых коммуникаций. В рамках курса рассматриваются особенности уголовной, административной, информационно-правовой, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности за правонарушения, включая доктринальные и практические проблемы, касающиеся экстремизма, распространения недостоверной информации, разглашения разных видов тайн, клеветы, оскорбления, злоупотребления свободой массовой информации, злоупотребления правами журналиста, диффамации и т.д. Особое внимание уделяется правовым механизмам защиты чести, достоинства и деловой репутации, а также рассмотрению актуальных примеров правоприменительной практики в данной области. В курсе рассматриваются нарушения как юридических лиц (например, редакции газет, телеканалы), так и физических лиц (журналистов, блогеров). Курс направлен на формирование у студентов глубокого знания и понимания нормативной правовой базы и навыков анализа, комплаенса и профилактики юридических рисков, связанных с созданием и распространением контента.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • овладение студентами основными источниками и институтами юридической ответственность за нарушение медиазаконодательства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет: находит, анализирует и обрабатывает юридически значимую информацию; работает со специализированными правовыми системами (базами данных).
  • дает квалификацию юридическому факту применительно к регулированию конфликтов в связи с работой СМИ
  • осуществляет правовую экспертизу документов в сфере медиарегулирования
  • знание основ российского законодательства, регулирующего деятельность СМИ, включая законы о средствах массовой информации, авторском праве, защите персональных данных и др., виды юридической ответственности в медиасфере
  • целостное понимание системы юридической ответственности в сфере медиа
  • овладеть основными источниками права, регулирующими медийную деятельность и устанавливающими санкции за ее нарушение
  • знание составов правонарушений и преступлений в области массовой информации, цифровых коммуникаций
  • дает квалификацию действий (бездействия) субъектов медиасферы как правонарушения
  • дает определение основных понятий в сфере медиарегулирования и корректно использует юридическую терминологию в сфере медиарегулирования
  • умеет анализировать правовые риски, возникающие в процессе работы СМИ, имеет навыки анализа правовых ситуаций, судебной практики и проектов медиатекстов на предмет соответствия законодательству
  • умеет разрабатывать рекомендации по минимизации правовых рисков для медиапроектов
  • умеет применять полученные знания для правовой оценки медийных практик, защиты прав и законных интересов, а также составления правовых заключений
  • умеет составлять юридически грамотные процессуальные и иные документы (претензии, исковые заявления, ответы на запросы регуляторов, редакционные стандарты)
  • умеет применять нормы действующего законодательства в конкретных ситуациях
  • понимает этические аспекты профессии журналиста, редакции, соблюдения стандартов профессиональной этики и ответственности перед аудиторией.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Основы правового регулирования и виды ответственности в медиасфере.
  • 2. Гражданско-правовая ответственность в медиасфере.
  • 3. Административная ответственность.
  • 4. Уголовная ответственность.
  • 5. Дисциплинарная ответственность журналистов.
  • 6. Актуальные проблемы и практика привлечения к ответственности за нарушение законодательства в сфере медиа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий проект
    Студентам предлагается решение конкретного примера юридической практики («кейса»). Это ситуационный пример, содержащий описание юридической задачи, «встроенной» в реальную подотраслевую ситуацию. Основан на конкретных нормах права, правоприменительной практике. Информация в кейсе представлена неструктурированными проблемами и часто не содержит части данных, необходимых для анализа. Для решения кейса требуются навыки владения методиками проведения анализа, расчетов, поиска дополнительных данных, знание законодательства. Сложность, эффективность и ценность для практической реализации решения кейса зависит от уровня знаний и опыта студентов. Использование метода кейс-стади в качестве контрольно-оценочного средства способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений. Отличительной особенностью метода кейс-стади является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Обучающиеся получают задание предложить решение для определённой практической ситуации, как правило, моделирующей ситуацию профессиональной юридической деятельности. Оцениваются применение методов анализа кейса, навыки, необходимые для профессиональной деятельности, найденное решение, а также способность работать в команде. В качестве кейса могут быть предложены: - деловая игра (моделирование судебного процесса по медийному иску, заседание редакционной коллегии). - гостевые лекции практикующих медиаюристов, представителей регуляторов с заранее обозначенной тематической проблемой и примерами. - реализация группового проекта: «Правовой аудит и разработка правовой позиции по делу» (например, иску, претензии, постановлению о привлечении к административной или уголовной ответственности). Цели: - практическая (применить комплекс знаний о видах ответственности в медиасфере для анализа реального или смоделированного медийного продукта). - аналитическая (научиться выявлять правовые риски и прогнозировать возможные негативные последствия). - проектная (разработать практический инструмент для минимизации последствий нарушений). - командная (развить навыки работы в команде, распределения задач, юридического консультирования и публичной защиты проекта). Сценарий кейса определяется преподавателем с учетом специализации и интересов группы. студентов). Например, получение первого официального предупреждения от Роскомнадзора за материал; иск о защите чести и достоинства; требование о блокировки ресурса; постановлению о привлечении к административной ответственности; постановление о привлечении к уголовной ответственности и др.). К примеру: опишите идеальный, с вашей точки зрения, алгоритм действий главного редактора СМИ при получении официальной претензии о нарушении законодательства РФ. Какие шаги должны быть предприняты с точки зрения права, этики и репутационного менеджмента? Тематика групповой работы: • Особенности юридической ответственности журналистов и редакций за распространение недостоверной информации. • Правовые ограничения распространения материалов экстремистского характера средствами массовой информации. • Механизмы защиты чести, достоинства и деловой репутации в связи с публикациями СМИ. • Административная ответственность средств массовой информации • Нарушения профессиональной этики и норм профессиональной деятельности, установленных в редакционном стандарте СМИ. • Анализ конкретных случаев из судебной практики: дело против телеканала, распространявшего ложную информацию о выборах мэра крупного города. • Рассмотрение последствий публикации конфиденциальной информации в СМИ (например, утечка персональных данных). • Изучение проблемного случая конфликта интересов редакции газеты и крупной коммерческой структуры. • Исследование процесса возбуждения дела против средства массовой информации за клевету и порочащие высказывания.
  • неблокирующий Устный опрос
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.25 * Активность + 0.25 * Реферат + 0.25 * Устный опрос + 0.25 * проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Информационное право : учебник для вузов / под редакцией М. А. Федотова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 855 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17958-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/580642 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Медиаправо : доктрина, законодательство, правоприменение, Федотов, М. А., 2025

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бачило, И. Л.  Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00608-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510460 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Лазутина, Г. В.  Основы журналистской деятельности : учебник и практикум для вузов / Г. В. Лазутина. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 212 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08324-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560162 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Лазутина, Г. В.  Профессиональная этика журналиста : учебник и практикум для вузов / Г. В. Лазутина, И. Н. Денисова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 241 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15481-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535836 (дата обращения: 04.07.2025).

Авторы

  • Жирнова Наталья Александровна
  • Арутюнова Тамара Робертовна