2025/2026





Основы концептуального проектирования новаций
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент электронной инженерии
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Львов Борис Глебович
Язык:
русский
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Предлагается единый концептуальный подход проектирования патентоспособных и конкурентоспособных технико-технологических решений в области микро–и наноэлектроники и радиофотоники. Особое внимание уделяется целевой направленности проектирования новаций, концептуальному описанию технически систем и анализа проблем, функционально-структурному анализу и синтезу новых технических решений на уровне взаимодействий элементов-функциональной единицы- ключевого объекта развития технологий и техники, закономерностям развития технических систем, средствам синтеза новаций, выявлению и разрешению физических противоречий в функциональных единицах, оценке эффективности новаций в сложных технических системах. При обучении предусмотрен контроль знаний студентов в виде учета активности студентов на семинаре, домашних заданий и экзамена.
Цель освоения дисциплины
- Повышение конкурентоспособности выпускника в проектно-исследовательской деятельности в области микро –и наноэлектроники и радиофотоники путем формирования у студентов знаний, умений, навыков и их применения на базе принципов, задач, свойств методов и методик концептуального проектирования патентоспособных и конкурентоспособных технико-технологических новаций.
Планируемые результаты обучения
- • Знать классификацию приемов и методов эвристического синтеза, стратегии и функционально-структурный подход проектирования новаций, принципы и правила разрешения физических противоречий в ФЕ.
- • Уметь выбирать стратегию проектирования новации, формировать цели синтеза функциональных единиц (ФЕ) исходя из целей проектирования ТС, выполнять структурно моделирование ФЕ, определять узловые ФЕ и разрешать физические противоречия.
- • Владеть методикой синтеза новаций на уровне ФЕ исходя из закономерностей развития ТС.
- • Знать принципы, задачи и свойства концептуального подхода ПН, концепцию проектирования технических новаций, виды и уровни новизны новаций.
- • Уметь выявлять потребности человека, общества, техники и технологий и формулировать исходные цели проектирования технической новации.
- • Владеть терминологией концептуального проектирования технических новаций.
- • Знать концептуальные модели (КМ) описания технической системы (ТС) и функциональной единицы (ФЕ) как объектов проектирования, КМ описания проблем и анализа окружения ТС, классификацию функций, структурных моделей и свойств ТС и ФЕ
- • Уметь представлять вербальные описания ТС и ФЕ в виде структурно-параметрических моделей, иерархической структуры связей параметров; проводить функционально-структурный анализ ТС и ФЕ; формулировать цели проектирования новаций, функцию, технические и физические противоречия в ФЕ, устанавливать требования к ТС, проводить выбор вариантов ТС, выявлять недостатки, ФЕ в ТС и физические противоречия в ФЕ.
- • Владеть методикой ранжирования ФЕ и параметров свойств ТС; методикой выявления физических противоречий в ФЕ.
- • Знать концепцию развития ТС, виды и стадии закономерностей развития технических систем (ЗРТС).
- • Уметь анализировать ЗРТС для оценки качества и прогнозирования развития новации.
- • Знать этапы, процедуры и критерии оценки эффективности новаций на основе метода анализа иерархий.
- • Уметь формировать иерархию «цель-критерии- варианты технико-технологических решений, проводить оценку однородности иерархии.
- • Владеть методикой оценки эффективности новаций в сложных технических системах.
- • Знать принципы и задачи концептуального подхода ПН, концепцию проектирования технических новаций, виды и уровни новизны новаций.
- • Уметь выявлять потребности человека, общества, техники и технологий и формулировать исходные цели проектирования технических новации;
- • Владеть терминологией концептуального проектирования технических новаций.
- • Знать концептуальные модели (КМ) описания технической системы (ТС) и функциональной единицы (ФЕ) как объектов проектирования, описание окружения ТС, классификацию функций, структурных моделей и свойств ТС и ФЕ; виды и стадии закономерностей развития технических систем (ЗРТС).
- • Уметь представлять вербальные описания ТС и ФЕ в виде структурно-параметрических моделей, иерархической структуры связей параметров; устанавливать иерархические связи параметров по уровням членения ТС, проводить функционально-структурный анализ ТС и ФЕ, анализировать ЗРТС для оценки качества и прогнозирования развития новации;
- • Определять технические противоречия в ТС, формулировать цели проектирования новаций, функцию, технические и физические противоречия в ФЕ, выявлять недостатки ТС и физические противоречия в ФЕ;
- • Владеть. методикой построения иерархической структуры связей параметров, методикой ранжирования ФЕ и параметров свойств ТС; методикой выявления физических противоречий в ФЕ.
- • Знать классификацию приемов и методов эвристического синтеза, стратегии и функционально-структурный подход проектирования новаций, принципы и правила разрешения физических противоречий в ФЕ;
- • Уметь выбирать стратегию проектирования новации, формировать цели синтеза функциональных единиц (ФЕ) исходя из целей проектирования ТС, определять узловые ФЕ и разрешать физические противоречия%;
- • Владеть правилами синтеза новаций на уровне ФЕ исходя из закономерностей развития ТС.
- • Знать этапы, процедуры и критерии оценки эффективности новаций на основе метода анализа иерархий;
- • Уметь формировать иерархию «цель-критерии- варианты технико-технологических решений, проводить оценку однородности иерархии;
- • Владеть методикой оценки эффективности новаций в сложных технических системах.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Введение в концептуальное проектирование технических новаций.
- Раздел 2. Концептуальное описание и анализ технической системы.
- Раздел 3. Концептуализация эвристического синтеза новаций
- Раздел 4. Оценка эффективности новации
Элементы контроля
- Домашнее задание 1 Одз1Выполнение домашнего задания 1 проводится по тематике выбранного проекта, согласованной с преподавателем.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в устной форме.
- Домашнее задание 2 Одз2Выполнение домашнего задания 2 проводится по тематике выбранного проекта, согласованной с преподавателем.
- • Активность на семинарах 1и 2 модуля (Оа1)При оценке активности учитывается выполнение заданий в установленные сроки.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * Домашнее задание 1 Одз1 + 0.2 * Домашнее задание 2 Одз2 + 0.5 * Экзамен + 0.1 * • Активность на семинарах 1и 2 модуля (Оа1)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Правила творческого мышления, или тайные пружины ТРИЗ : учебное пособие, Кукалев, С. В., 2018
- Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике : основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга : учеб. пособие для вузов, Андрейчиков, А. В., 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- 315 - Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач - Г.Альтшуллер - Альпина Паблишер - 9785961421897 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/315 - Alpina
- Половинкин, А. И. Основы инженерного творчества : учебное пособие / А. И. Половинкин. — 7-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 364 с. — ISBN 978-5-8114-4603-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/206921 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Половинкин, А. И. Основы инженерного творчества / А. И. Половинкин. — 8-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 364 с. — ISBN 978-5-507-45273-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/263078 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах : учебник для вузов, Ларичев, О. И., 2002