2025/2026





Информационно-аналитические технологии в здравоохранении
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Кафедра управления и экономики здравоохранения
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Алмазов Андрей Александрович
Язык:
русский
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Информационно-аналитические технологии в здравоохранении» нацелена на формирование у магистров знания об основных концепциях ИТ технологий в системе общественного здравоохранения. В результате освоения дисциплины магистрант должен знать:
– принципы формализации и обработки административной и медицинской информации в информационных системах;
– методы моделирования и формализованного описания рабочих процессов (бизнес-процессов) в организации системы общественного здравоохранения;
– основные принципы использования и границы применимости современных ИТ-технологий в медицине и здравоохранении;
– методические подходы к оценкам рисков и обеспечение информационной безопасности, основы построения интегрированного электронного документооборота;
– классификацию и тренды развития инновационных технологий, принципы создания и применения систем поддержки принятия врачебных решений;
– принципы, возможности, нормативные и объективные ограничения при оказании медицинских услуг с помощью телемедицины (дистанционных технологий);
– основы и способы управления проектами и изменениями при внедрении ИТ технологий в рутинную практику;•базовые принципы построения аналитики с использованием ИТ
– современные тренды и перспективы развития систем с использованием искусственного интеллекта;•перспективы развития технологии цифровых двойников, что такое «метавселенные» на практике и как они используются в медицине;
– ключевые вопросы этики(биоэтики) и риски применения прорывных инновационных технологий в здравоохранении (ИИ, генная инженерия, глубокая аналитика и др.).уметь:
– толковать смысл понятий современных информационных технологий, комплексных и локальных информационных систем, «облачных» технологий в здравоохранении и систем с применением технологий искусственного интеллекта;
– выделять и описывать принципы, на которых основываются современные информационные технологии; •определять возможности применения современных информационно-аналитических технологий для постановки и решения дискретных задач;
– структурировать, классифицировать и оценивать возможности и потенциальный эффект применения инновационных технологий в здравоохранении;
– применять общее программное обеспечение для сбора данных в целях аналитической и статистической обработки, в том числе при проведении биомедицинских исследований;
– составлять модель угроз и рисков при управлении проектами, разрабатывать план внедрения информационных технологий и документацию для управления проектами;
– разрабатывать концепцию управленческого учета в медицинской организации и планы проектов по внедрению медицинских информационных систем для его постановки;владеть:
– навыками работы с прикладными программными средствами для решения задач информационно-аналитического обеспечения управления системой общественного здравоохранения;
– навыками анализа и выбора оптимальных методов и технологий автоматизированной обработки информации;•базовыми программами управления ИТ-проектами;•методикой оценки инновационных технологий в здравоохранении (уровень технологической готовности и инновационности).
Изучение дисциплины «Информационно-аналитические технологии в здравоохранении» базируется на дисциплинах:
– информатика в объеме программы бакалавриата;
– управление и экономика системы общественного здравоохранения в объеме программы бакалавриата.
Для освоения учебной дисциплины магистранты должны владеть знаниями и компетенциями:
– знать основные принципы управления и экономики системы общественного здравоохранения;
– знать методы решения задач по внедрению информационно-аналитических технологий в системе общественного здравоохранения;
– обладать навыками работы с общим программным обеспечением.
Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин:
1.Прикладные медицинские специальности;
2.Информатика социальной сферы;
3.Управление и экономика системы общественного здравоохранения.
Цель освоения дисциплины
- Учебная дисциплина «Информационно-аналитические технологии в здравоохранении» нацелена на формирование у магистров знания об основных концепциях информационно-аналитических технологий в системе общественного здравоохранения, областях их практического применения, возможностях, барьерах, рисках и ограничениях.
Планируемые результаты обучения
- - знать классификацию информационно-коммуникационных технологий, применяемых в профессиональной деятельности; - основные принципы использования и границы применимости современных ин-формационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- - основные принципы оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам в офлайн- и онлайн-виде полностью или частично; - текущее состояние и границы применения систем поддержки принятия врачебных решений, в т.ч. с технологиями «искусственного интеллекта».
- - проводить оценку систем поддержки принятия врачебных решений и выбирать методику их апробации и внедрения в клиническую практику; - обеспечить структурирования необходимого набора данных для работы информационно-аналитических систем и разработать задание на вывод результатов.
- В результате освоения дисциплины магистрант должен: - знать принципы структурирования административной и медицинской информации; - содержание понятий современных информационных и коммуникационных технологий, комплексных и локальных информационных систем, «облачных» технологий в здравоохранении;
- владеть: - навыками работы с прикладными программными средствами для решения задач информационно-аналитического обеспечения управления системой общественного здраво-охранения; - навыками анализа и выбора оптимальных методов и технологий автоматизированной обработки информации. - методами оценки и исследования возможностей информационных-аналитических си-стем и технологий в здравоохранении.
- уметь: - выделять и описывать принципы, на которых основываются современные информационные и коммуникационные технологии; - определять возможности применения современных информационно-аналитических технологий; - оценивать необходимость и определять функциональность применения информационных систем в медицинской организации, разрабатывать концепт архитектуры комплекс-ной информационной системы;
- Понимать условия и ограничения применения технологий искусственного интеллекта в здравоохранении и медицине.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Общие принципы формирования и развития информационно-коммуникационных систем в социальной сфере и здравоохранении России и зарубежных стран: сравнительный анализ.
- Тема 2. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения.
- Тема 3. Личный кабинет пациента/здоровья, электронные копии медицинской документации, цифровой след и цифровые данные индивидуума.На занятиях разберем, а что же реально нужно пациенту в части информации от медицинской организации и на какую коммуникацию с ней он готов. Обсудим и смоделируем использование технологий искусственного интеллекта для коммуникаций пациента с клиникой.
- Тема 4. Дистанционная медицина (телемедицина).
- Тема 5: Цифровая зрелость медицинской организации, методика оценки. Информационная квалификация и навыки персонала.
- Тема 6. Информационные системы и планирование, проектное управление.
- Тема 7. Управленческий учет в медицинской организации, расчет реальной себестоимости медицинских услуг, первичный учет, управление маршрутизацией пациента и ресурсами, управление отношениями с пациентами, поддержка комплексных программ ведения пациента.Разберем базовые понятия (надеюсь повторение) по управленческому учету и как они обеспечиваются информационными системами, что необходимо учесть при проектировании, внедрении и эксплуатации информационных систем, какова должна быть структура баз данных и принципы ее построения. Роль бигдаты и статистики для возможности управления эффективностью медицинской организации.
- Тема 8. Присутствие в интернете и социальных сетях (сайты, программы продвижения, информационные каналы и мессенджеры), «интернет знаний» как следующий этап развития общей информационно-коммуникационной среды.
- Тема 9. Правовое регулирование отношений в сфере информационных технологий и вопросы информационной безопасности.
- Тема 10. Информационные аналитические технологии в вопросе управления и сохранения статуса здоровья индивидуума.Роль современных технологий в управлении общественным здоровьем. Возможности и ограничения.
- Тема 11. Проблематика использования информационно аналитических технологий в социальном и коммерческом страховании. Цифровые двойники в здравоохранении.
- Тема 12. Экспертные системы и системы поддержки принятия врачебных решений.
- Тема 13. Биоинформатика. Введение в тему.
- Тема 14. Онтологии и семантика в здравоохранении. AI vs Онтологии. Управление знаниями.
- Тема 15. Презентация и обсуждение индивидуальных и групповых проектов.
Элементы контроля
- Написание индивидуального эссе по первому модулю
- Экзамен
- Групповые презентации (доклады)
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.3 * Групповые презентации (доклады) + 0.2 * Написание индивидуального эссе по первому модулю + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бизнес - план: методика составления и анализ типовых ошибок, Орлова, Е. Р., 2006
- Бионические информационные системы и их практические применения, Зинченко, Е. Ю., 2011
- Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем : учеб. пособие для вузов, Вендров, А. М., 2004
- Проектирование информационных систем : учебное пособие для вузов, Коваленко, В. В., 2012
- Проектное управление в сфере информационных технологий, Грекул, В. И., 2015
- Управление проектом : основы проектного управления: учебник для вузов, Разу, М. Л., 2007
- Экономика и управление в здравоохранении : учебник и практикум для вузов, Решетников, А. В., 2017
Рекомендуемая дополнительная литература
- Age, gender, and work : small information technology firms in the new economy, McMullin, J. A., 2011
- Biomedical computing : digitizing life in the United States, November, J., 2012
- Diving into the bitstream : information technology meets society in a digital world, Dumas, M. B., 2013
- Financing universal access to healthcare : a comparative review of landmark legislative health reforms in the OECD, Preker, A. S., 2018
- Mathematical biology. Vol.1: An introduction, Murray, J. D., 2004
- Mathematical biology. Vol.2: Spatial models and biomedical applications, Murray, J. D., 2004
- Social capital and information technology, , 2004
- Блеск и нищета информационных технологий : почему ИТ не являются конкурентным преимуществом, Карр, Н. Дж., 2005