• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Лидерство и управление персоналом

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предлагает системный подход к управлению персоналом, интегрируя HR-функцию в контекст достижения стратегических бизнес-результатов. В рамках программы слушатели изучат теоретические основы и получат практические навыки для построения и развития HR-системы в организации. Принцип обучения «от общего к частному» позволяет последовательно рассмотреть все элементы: от корпоративной стратегии до операционных HR-процессов и вопросов их цифровой трансформации. Итогом обучения становится способность выпускников формировать целостное видение HR, эффективно взаимодействовать с бизнес-партнерами и применять современные методики для решения задач в области управления человеческими ресурсами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у слушателей системное понимание управления персоналом как стратегической функции, интегрированной в достижение бизнес-целей компании. Курс направлен на освоение ключевых HR-процессов (от подбора до вознаграждения) и развитие практических навыков их построения, анализа и цифровизации для повышения организационной эффективности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь анализировать организационную структуру компании: идентифицировать ее тип, диагностировать "узкие места", зоны нечеткой ответственности и потенциальные конфликты.
  • Уметь декомпозировать стратегические цели компании на уровень подразделений и сотрудников, формулируя измеримые задачи.
  • Уметь анализировать и описывать процессы принятия решений в компании: кто принимает решение, кто является исполнителем, кто предоставляет информацию, на каком уровне происходит согласование.
  • Уметь аргументировать необходимость изменений в HR-процессах, опираясь на стратегические цели и особенности системы управления компанией.
  • Уметь разграничивать зоны ответственности между линейным руководителем и HR-менеджером в конкретных ситуациях.
  • Применять базовые функции управления в своей ежедневной работе с командой.
  • Уметь оценивать эффективность управленческих действий и действий HR-функции по отношению к команде.
  • Уметь выстраивать эффективное партнерское взаимодействие с HR-менеджером для достижения общих бизнес-целей.
  • Преобразовывать бизнес-цели в конкретные HR-проекты.
  • Анализировать бизнес-стратегию компании и выявлять ключевые действия для управления персоналом.
  • Выстраивать системы показателей (метрики и КПЭ); проводить мониторинг показателей, анализировать результаты вносить корректировки в стратегию.
  • Анализировать недостатки и преимуществе разных организационных структур и предлагать/обосновывать выбор наиболее эффективной организационной HR-функции под цели бизнеса.
  • Выстраивать и управлять сквозными процессами HR-цикла и интегрировать различные HR-функции в единую системы.
  • Проводить аудит и оценивать сбалансированность трех вершин «треугольника» в своей организации и внедрять изменения по всем трем элементам.
  • Уметь формулировать требования к цифровым сервисам, исходя из оптимизированных процессов и утвержденных методологий.
  • Интерпретировать данные метрик и использовать данные для принятия обоснованных управленческих решений.
  • Выстраивать тон коммуникации «на одном языке» с бизнесовм, понимать pain points руководителей разных бизнес-линий.
  • Проводить диагностику и анализ бизнес-проблем.
  • Анализировать влияние трендов на HR-функцию, проводить аудит текущих процессов и определять точки роста в условиях новых трендов.
  • Внедрять новые технологии: выбирать и внедрять digital-инструменты, разрабатывать и внедрять гибкие методолог в текущие процессы.
  • Управлять организационными изменениями.
  • Проводить диагностику и анализ потребности (аудит и анализ кадровых данных).
  • Проводить интервью с нанимающим руководителем: выявление потребностей, формирование идеального профиля кандидата.
  • Разрабатывать и реализовывать стратегии привлечения.
  • Планировать процесс адаптации и выхода сотрудника.
  • Формулировать цели, задачи по принципу SMART на установленные промежутки времени.
  • Выставлять KPI и оценивать успешность адаптации.
  • Инфицировать процесс найма, определять функционал нового сотрудника.
  • Грамотно вводить нового сотрудника в компанию, знакомя с ЛНА.
  • Управлять жизненным циклом сотрудника и проводить процедуру увольнения, минимизируя риски.
  • Выстраивать прозрачные профессиональные отношения, включая управляя ожиданиями сотрудника.
  • Проводить аудит потребностей в обучении и составлять годовой/квартальный план бучения на основе потребностей.
  • Подбирать оптимальный метод обучения под конкретную задачу и разрабатывать программы совместно с бизнес-экспертами, учитывая специфику подразделений.
  • Создавать и внедрять программы развития, управлять бюджетами и КА.
  • Оценивать эффективность и ROI обучения.
  • Проектировать и администрировать систему переменного вознаграждения.
  • Проводить оценку должностей и разрабатывать/поддерживать грейдовую структуру компании.
  • Организовывать и проводить анализ рыночного уровня зарплат для определения конкурентной позиции компании.
  • Проектировать дерево целей и KPI; связывать показатели с формулой расчета премий.
  • Работать с цифровыми сервисами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Система управления в компании: стратегия, стратегические цели, оргструктуры, процессы принятия решений.
  • Функции управления персоналом: планирование, делегирование, мотивирование, контроль и обратная связь. Роль руководителя и HR-функции в управлении персоналом.
  • HR-стратегии: целостный план того, как человеческий капитал будет использован для достижения стратегических целей бизнеса.
  • HR-функции: от структуры до эффективности
  • Роль HR-бизнес-партнеров. Практические кейсы.
  • Тренды, влияющие на HR-функцию и управление персоналом.
  • Привлечение и подбор: стратегия привлечения, развития и удержания.
  • Адаптация персонала: эффективная система введения нового члена в команду.
  • Трудовые отношения: правовые и управленческие основы взаимодействия с сотрудником на всех этапах его жизненного цикла.
  • Обучение и развитие персонала
  • Совокупное вознаграждение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест 1. Функции HR
    Проверить понимание слушателями ключевых функций HR-подразделения в современной организации, их взаимосвязи и вклада в достижение бизнес-результатов. Формат: Тест может включать вопросы разных типов: закрытые (выбор одного или нескольких вариантов, верно/неверно), открытые (требующие краткого ответа), вопросы на сопоставление, а также кейсовые задания.
  • неблокирующий Тест 2. HR-функция: оргструктура, основные HR-направления
    Проверить понимание слушателями различных моделей организации HR-функции, их преимуществ и недостатков, а также содержания ключевых направлений работы HR-департамента в современной организации. Формат: Тест может включать вопросы разных типов: закрытые (выбор одного или нескольких вариантов, верно/неверно), открытые (требующие краткого ответа), вопросы на сопоставление, а также кейсовые задания.
  • неблокирующий Групповая работа 1
  • неблокирующий Тест 3. Привлечение и подбор
    Проверка уровня теоретических знаний и практических компетенций в области построения эффективной системы привлечения и отбора кандидатов, как одной из ключевых функций управления персоналом. Формат: Тест может включать вопросы разных типов: закрытые (выбор одного или нескольких вариантов, верно/неверно), открытые (требующие краткого ответа), вопросы на сопоставление, а также кейсовые задания.
  • неблокирующий Тест 4. Трудовые отношения
    Проверить и закрепить знания учащихся в области правового и практического регулирования трудовых отношений, а также их способность применять эти знания для принятия эффективных управленческих решений. Формат: Тест может включать вопросы разных типов: закрытые (выбор одного или нескольких вариантов, верно/неверно), открытые (требующие краткого ответа), вопросы на сопоставление, а также кейсовые задания.
  • неблокирующий Групповая работа 2
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    Тесты * 0.3 + Групповые работы * 0.3 + Экзамен * 0.4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психология управления персоналом : учебник и практикум для академич. бакалавриата, Базаров Т.Ю., Ф-т психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 2017
  • Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация : учеб. пособие для вузов, Кибанов, А. Я., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Антикризисное управление персоналом организации : учеб. пособие, Митин А.Н., 2005

Авторы

  • Яковлева Илона Александровна
  • Меликян Алиса Валерьевна