2025/2026




Современные теории обучения
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Пичугина Виктория Константиновна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках данной дисциплины студенты знакомятся с существующими теориями обучения, учатся оперировать основными понятиями, характерными для той или иной теории обучения, осмыслять учебные ситуации в контексте теорий обучения и предлагать решения учебных кейсов, используя понятия теорий обучения
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов магистратуры представление об основных теориях обучения и научить использовать относящиеся к данным теориям понятия при интерпретации исследований и учебных ситуаций.
Планируемые результаты обучения
- Иметь представление об основных понятиях различных теорий обучения (бихевиоризма, конструктивизма, теории социального научения, теории обработки информации, теории когнитивной нагрузки, коннективизма и др.)
- Обосновывать решения, предлагаемые для тех или иных учебных ситуаций, руководствуясь различными теориями обучения
- Объяснять суть понятий “обучение” и “теория”
- Оперировать понятиями, относящимися к различным теориям обучения, описывая те или иные учебные ситуации, в том числе при осмыслении собственной или чужой образовательной траектории
Содержание учебной дисциплины
- Понятие «теория» и понятие «обучение». Сколько существует теорий обучения?
- Бихевиористские теории обучения
- Конструктивистские теории обучения
- Когнитивистские теории обучения
- Теории грамотности
- Теории куррикулума
- Теории управления классом, теории оценки и организационные теории
- Теория проблемного обучения и теория программируемого обучения
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.3 * Выступление с докладом + 0.3 * Тест + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Dale H. Schunk. (2013). Learning Theories: Pearson New International Edition : An Educational Perspective. Pearson.
- Теории научения, Хегенхан, Б., 2004
Рекомендуемая дополнительная литература
- Costley, J. (2021). How role-taking in a group-work setting affects the relationship between the amount of collaboration and germane cognitive load. International Journal of Educational Technology in Higher Education ; Volume 18, Issue 1 ; ISSN 2365-9440. https://doi.org/10.1186/s41239-021-00259-w