2025/2026



Современные подходы к оцениванию образовательных результатов: российский и зарубежный опыт
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Холманская Марина Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе будут рассмотрены актуальные российские и зарубежные тенденции в области оценивания, в частности, организация новых форматов оценивания (само- и взаимооценивание, оценивание с помощью технологий, включая инструменты ИИ). Много внимания будет уделено оцениванию метапредметных образовательных результатов: оценивание 4К компетенций и новых грамотностей в российском и международном контексте. Отдельно будут затронуты новые направления исследований в области оценивания.
Цель освоения дисциплины
- К концу курса студенты получат представление об акутальных тенденциях в области оценивания образовательных результатов и связанных с ними практических инструментах, а также научатся использовать эти инструменты в своей практической педагогической деятельности.
Планируемые результаты обучения
- Описывает актуальные тенденции в области оценивания в российской и зарубежной повестке.
- Применяет принципы организации само- и взаимооценивания в практической педагогической деятельности.
- Понимает принципы оценивания новых грамотностей (читательская, математическая, естественно-научная, информационная, экологическая) и компетентностей (критическое и креативное мышление, коммуникативные навыки, навыки сотрудничества), другие виды грамотностей и компетентностей.
- Подбирает и составляет задания для формирования новых грамотностей и компетентностей.
- Использует инструменты искусственного интеллекта для оценивания образовательных результатов (составления и проверки заданий).
Содержание учебной дисциплины
- Тенденции и новые направления в оценивании
- Оценивание метапредметных результатов в российском и зарубежном контексте
- Оценивание с помощью современных технологий.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alan Huebner. (2010). An Overview of Recent Developments in Cognitive Diagnostic Computer Adaptive Assessments. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C5E4E435
- Care, E., Griffin, P. E., & Wilson, M. R. (2018). Assessment and Teaching of 21st Century Skills : Research and Applications. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1632674
- Care, E., Kim, H., Vista, A., Anderson, K., & Brookings Institution, C. for U. E. (2018). Education System Alignment for 21st Century Skills: Focus on Assessment. Center for Universal Education at The Brookings Institution. Center for Universal Education at The Brookings Institution. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED592779
- Rutkowski, D., Davier, M. von, & Rutkowski, L. (2013). Handbook of International Large-Scale Assessment : Background, Technical Issues, and Methods of Data Analysis. Boca Raton: Chapman and Hall/CRC. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=668795
Рекомендуемая дополнительная литература
- BOO, J., & VISPOEL, W. (2012). Computer Versus Paper-And-Pencil Assessment of Educational Development: A Comparison of Psychometric Features and Examinee Preferences. Psychological Reports, 111(2), 443–460. https://doi.org/10.2466/10.03.11.PR0.111.5.443-460
- Dossey, J. A., McCrone, S., & O’Sullivan, C. Y. (2006). Problem solving in the PISA and TIMSS 2003 assessments [electronic resource] : technical report / John A. Dossey, Sharon S. McCrone, Christine O’Sullivan. [Washington, D.C.] : National Center for Education Statistics, Institute of Education Sciences, U.S. Dept. of Education, 2006. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.000596387
- Griffin, P. E., McGaw, B., & Care, E. (2012). Assessment and Teaching of 21st Century Skills. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1245038
- Sternberg, R. (2012). The Assessment of Creativity: An Investment-Based Approach. Creativity Research Journal, 24(1), 3–12. https://doi.org/10.1080/10400419.2012.652925
- Weiner, I. B., & Greene, R. L. (2017). Handbook of Personality Assessment (Vol. Second edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1446095