2025/2026





Образовательная среда: управление и дизайн
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Серёгин Константин Сергеевич
Язык:
русский
Контактные часы:
12
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках дисциплины слушатели получат представление о значении физической образовательной среды школьного здания для образовательного процесса и опыта участников образовательных отношений, узнают о тенденциях в дизайне и архитектуре школ, а также о существующих инструментах оценки образовательного пространства.
Цель освоения дисциплины
- Формирование представления о современных подходах к проектированию образовательной среды. Освоение принципов управления образовательной средой в условиях вариативности образовательных программ. Приобретение знаний о методах анализа и оценки качества образовательной среды. Развитие умения соотносить педагогические задачи с пространственными, технологическими и организационными решениями. Развитие способности к критическому осмыслению практик организации образовательной среды.
Планируемые результаты обучения
- Формулировать критерии для оценки функционального качества архитектурной, планировочной и дизайн концепции школьного здания
- Разрабатывать бриф задания на проектирование учебного кабинета или зоны школьного здания
- Подбирать адекватный своим задачам инструмент для оценки помещений и зон школьного здания
- Разрабатывать функциональные требования на редизайн школьных помещений и зон на основании оценки
Содержание учебной дисциплины
- Эмпирико-теоретические и психолого-педагогические аспекты проектирования физической образовательной среды
- Функциональные и психолого-педагогические требования к образовательным помещениям различного назначения
- Подходы и инструменты оценки физической образовательной среды
- Практикум по разработке функциональных требований к компонентам школьной среды на основании предварительной оценки
Элементы контроля
- Разработка функциональных требований к учебному помещению или зоне школьного здания (в группе)Студентам предлагается в составе малых групп (3–5 человек) выполнить проектное задание, направленное на осмысление и функциональное проектирование формулирование требований к организации конкретного учебного помещения или функциональной зоны школьного здания с учетом возможных образовательных сценариев.
- Разработка функциональных требования на редизайн школьных помещений и зон на основании оценки
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.7 * Разработка функциональных требований к учебному помещению или зоне школьного здания (в группе) + 0.3 * Разработка функциональных требования на редизайн школьных помещений и зон на основании оценки
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Modern schools : a century of design for education, Hille, R. T., 2011
- Nudge : архитектура выбора: как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье, Талер, Р., 2018
- School space and its occupation : conceptualising and evaluating innovative learning environments, , 2018
- Thirty years of learning environments : looking back and looking forward, , 2019
- Образовательная среда : от моделирования к проектированию, Ясвин, В. А., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Arnold, D., & Ballantyne, A. (2004). Architecture As Experience : Radical Change in Spatial Practice. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=115048