• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Образовательная среда: управление и дизайн

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Контактные часы: 12

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины слушатели получат представление о значении физической образовательной среды школьного здания для образовательного процесса и опыта участников образовательных отношений, узнают о тенденциях в дизайне и архитектуре школ, а также о существующих инструментах оценки образовательного пространства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представления о современных подходах к проектированию образовательной среды. Освоение принципов управления образовательной средой в условиях вариативности образовательных программ. Приобретение знаний о методах анализа и оценки качества образовательной среды. Развитие умения соотносить педагогические задачи с пространственными, технологическими и организационными решениями. Развитие способности к критическому осмыслению практик организации образовательной среды.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулировать критерии для оценки функционального качества архитектурной, планировочной и дизайн концепции школьного здания
  • Разрабатывать бриф задания на проектирование учебного кабинета или зоны школьного здания
  • Подбирать адекватный своим задачам инструмент для оценки помещений и зон школьного здания
  • Разрабатывать функциональные требования на редизайн школьных помещений и зон на основании оценки
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Эмпирико-теоретические и психолого-педагогические аспекты проектирования физической образовательной среды
  • Функциональные и психолого-педагогические требования к образовательным помещениям различного назначения
  • Подходы и инструменты оценки физической образовательной среды
  • Практикум по разработке функциональных требований к компонентам школьной среды на основании предварительной оценки
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Разработка функциональных требований к учебному помещению или зоне школьного здания (в группе)
    Студентам предлагается в составе малых групп (3–5 человек) выполнить проектное задание, направленное на осмысление и функциональное проектирование формулирование требований к организации конкретного учебного помещения или функциональной зоны школьного здания с учетом возможных образовательных сценариев.
  • неблокирующий Разработка функциональных требования на редизайн школьных помещений и зон на основании оценки
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.7 * Разработка функциональных требований к учебному помещению или зоне школьного здания (в группе) + 0.3 * Разработка функциональных требования на редизайн школьных помещений и зон на основании оценки
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Modern schools : a century of design for education, Hille, R. T., 2011
  • Nudge : архитектура выбора: как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье, Талер, Р., 2018
  • School space and its occupation : conceptualising and evaluating innovative learning environments, , 2018
  • Thirty years of learning environments : looking back and looking forward, , 2019
  • Образовательная среда : от моделирования к проектированию, Ясвин, В. А., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Arnold, D., & Ballantyne, A. (2004). Architecture As Experience : Radical Change in Spatial Practice. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=115048

Авторы

  • Серёгин Константин Сергеевич