• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Научно-исследовательский семинар "Педагогическая мастерская"

Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

НИС является формой поддержки научно-исследовательской и преподавательской деятельности и направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области школьного математического образования: поиску и работе с источниками, планированию преподавательской и научно-исследовательской деятельности, использованию общих и специальных методов преподавания и научного исследования в образовании, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов работы в письменной и устной форме, участию в научной дискуссии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представлений о процессе проектирования и реализации образовательных программ;
  • овладение исследовательскими методами и умением осуществлять их выбор исходя из поставленной задачи, специфики анализируемого объекта и имеющейся информации;
  • изучение частных методик преподавания;
  • освоение студентами знаний и навыков поиска и оценки информации, в том числе её достоверности и актуальности;
  • формирование навыков публичной презентации результатов собственного исследования с использованием современных мультимедийных технологий и программных средств;
  • овладение навыками участия в научной дискуссии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Овладение целями, содержанием и структурой учебного предмета «математика», особенностями организации образовательного процесса согласно требованиям ФГОС. Способность грамотно проектировать занятия, эффективно управлять процессом обучения математике, учитывать индивидуальные особенности учащихся разных возрастов. Умение составлять учебные планы, разрабатывать сценарии уроков, подбирать дидактический материал и объективно оценивать уровень подготовки школьников по математике.
  • Овладение способами проектирования и организации эффективного учебного процесса по математике на каждом уровне образовательной системы. Способность осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения, обеспечивая качественное усвоение материала каждым учеником. Умение правильно организовать собственную работу, выбрать оптимальную стратегию подготовки к каждому занятию и добиться высоких результатов обучения.
  • Овладение глубокими знаниями специфики и структурного состава основного школьного курса математики. Способность квалифицированно формировать и сопровождать систему изучения важнейших математических понятий и операций. Умение эффективно организовывать внеурочную деятельность, вовлекающую учащихся в активную и заинтересованную работу с предметом.
  • Овладение методами интеграции STEM и ТРИЗ-технологий в учебном процессе по математике. Способность проектировать и внедрять активные и продуктивные формы обучения, ориентирующиеся на комплексные решения научных и технических задач. Умение сформировать у учащихся навыки критического мышления, творческой инициативы и практической адаптации математических знаний в реальной жизни.
  • Знание программы и последовательности изучения алгебры, раскрытие сути ключевых тем (числа, преобразования, уравнения, функции). Умения строить современный учебный процесс, позволяющий качественно усваивать материал учащимися различного уровня подготовки. Овладение навыком организации внеурочной деятельности, проведения факультативов, подготовки учащихся к математическим состязаниям и итоговой аттестации.
  • • Знание основных особенностей действующих учебников геометрии, умение проводить их сравнение и обосновывать выбор для данного контингента учащихся. Умение выстраивать систему опорных задач по данной теме курса геометрии 7-9 класса
  • Знакомство с осоновными подходами к построению единого курса Математика в 10-11 классах средней школы.
  • Овладение методикой формирования навыков решения планиметрических задач и задач на построение циркулем и линейкой. Способность показать и научить школьников пошагово решать геометрические задачи и понимать логику их построения. Умение организовать практику, направленную на отработку навыков и закрепить умение учащихся уверенно решать планиметрические задачи, в том числе с использованием циркуля и линейки.
  • Овладение методикой формирования навыков решения стереометрических задач и передача учащимся чёткого порядка действий при решении задач разной сложности. Эффективное формирование пространственного воображения у обучающихся путём активного использования наглядных материалов, конструктивных задач и практических заданий. Готовность подготовить обучающихся к успешным действиям при выполнении стереометрических заданий, повысив их уверенность и интерес к изучению стереометрии.
  • Овладение методикой обучения линии «Векторы и координаты», развитие навыков грамотного объяснения и показа способов решения задач, возможность свободно ориентироваться в материале и содействовать развитию пространственного мышления и аналитических способностей учащихся.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Математика как учебный предмет.
  • 2. Методы и формы обучения математике, организация обучения, подготовка учителя к уроку
  • 3. Обобщенно об изучении математики в основной школе
  • 4. STEM и ТРИЗ – технологии.
  • 5. Обобщенно об изучении алгебры в основной и старшей школах.
  • Методика построения курса геометрии.
  • Формирование представления о математике как единой науке.
  • Методика формирования навыков решения планиметрических задач.
  • Методика формирования навыков решения стереометрических задач.
  • Содержательно – методическая линия: векторы и координаты.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповой минипроект
    Защита группового минипроекта по темам: 3. Обобщенно об изучении математики в основной школе , 5. Обобщенно об изучении алгебры в основной и старшей школах
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Самостоятельные работы проводятся по темам: 1. Математика как учебный предмет, 2. Методы и формы обучения математике, 4. STEM и ТРИЗ – технологии
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Групповой минипроект + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.5 * экзамен
  • 2025/2026 4th module
    0.5 * Контрольная работа + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Ч. 2: Задачник, Мордкович, А. Г., 2013
  • Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы + CD-ROM. Ч. 2: Задачник, Мордкович, А. Г., 2014
  • Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Ч. 2: Задачник, Мордкович, А. Г., 2013
  • Беседы с учителями математики : концептуальная методика; рекомендации, советы, замечания; обучение через задачи, Мордкович, А. Г., 1995
  • Геометрические задачи на плоскости : 50 задач с решениями, комментарии, советы, замечания, 50 задач для самостоятельного решения, ответы, указания, Мордкович, А. Г., 1995
  • Геометрия Лобачевского, Атанасян, Л. С., 2014
  • Геометрия. 10-11 классы : учебник для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни, Атанасян, Л. С., 2013
  • Математика. 10 класс : учебник для общеобразоват. организаций (базовый уровень), Мордкович, А. Г., 2014
  • Математика. 10 класс : учебник для общеобразоват. учреждений (базовый уровень), Мордкович, А. Г., 2013
  • Наибольшие и наименьшие значения величин. Модуль действительного числа, Мордкович, А. Г., 1995
  • Рассказы о множествах, Виленкин, Н. Я., 1969

Авторы

  • Походня Наталья Витальевна
  • Ященко Иван Валериевич