• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Научно-исследовательский семинар "Педагогическая мастерская"

Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

НИС является формой поддержки научно-исследовательской и преподавательской деятельности и направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области школьного математического образования: поиску и работе с источниками, планированию преподавательской и научно-исследовательской деятельности, использованию общих и специальных методов преподавания и научного исследования в образовании, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов работы в письменной и устной форме, участию в научной дискуссии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представлений о процессе проектирования и реализации образовательных программ;
  • овладение исследовательскими методами и умением осуществлять их выбор исходя из поставленной задачи, специфики анализируемого объекта и имеющейся информации;
  • изучение частных методик преподавания;
  • освоение студентами знаний и навыков поиска и оценки информации, в том числе её достоверности и актуальности;
  • формирование навыков публичной презентации результатов собственного исследования с использованием современных мультимедийных технологий и программных средств;
  • овладение навыками участия в научной дискуссии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формирование компетенций, необходимых для самостоятельного анализа школьных учебников и разработки оптимального плана занятий, способствующего успешному освоению программы учащимися. Овладение методами сравнительного анализа образовательных ресурсов и основами планирования учебного процесса.
  • представление о содержании и последовательности изучения темы «Окружность и круг» в школьной программе, освоение методов организации интересных и эффективных уроков, а также приобретение навыка подбора разнообразного дидактического материала, соответствующего уровню подготовленности школьников.
  • представление о содержании и последовательности изучения темы «Углы» в школьной программе, освоение методов организации интересных и эффективных уроков, а также приобретение навыка подбора разнообразного дидактического материала, соответствующего уровню подготовленности школьников.
  • представление о содержании и последовательности изучения темы «Треугольники» в школьной программе, освоение методов организации интересных и эффективных уроков, а также приобретение навыка подбора разнообразного дидактического материала, соответствующего уровню подготовленности школьников.
  • Формирование готовности применять современные методы и средства обучения. Овладение навыками проектирования учебно-воспитательного процесса. Развитие способности оценивать эффективность выбранных подходов и вносить своевременные коррективы.
  • Владение широким спектром методических приёмов, используемых при повторении учебного материала. Умение адаптировать методы и формы работы к различным категориям учащихся. Формирование навыка диагностики уровня сформированности знаний и умений учащихся. Готовность к проведению результативной работы по закреплению и совершенствованию знаний учащихся.
  • Умение выбирать адекватные формы и методы проверки знаний и умений учащихся, составлять диагностические задания и тесты различного формата, проводить объективную оценку знаний, учитывать индивидуальные достижения и недостатки каждого ученика. Умение использовать результаты проверки для коррекции собственной педагогической деятельности и повышения её эффективности.
  • Умение оперативно выявлять и классифицировать типичные ошибки учащихся. Навык разработки эффективных способов коррекции и профилактики ошибок. Способность организовать условия для самостоятельного обнаружения и исправления ошибок учащимися. Владение приемами управления обучением, направленными на снижение частоты ошибок и повышение качества усвоения материала.
  • Умение анализировать и интерпретировать педагогические ситуации. Навык оперативного принятия правильных решений в трудных ситуациях. Способность предотвращать конфликты и сохранять доброжелательную обстановку в классе. Владение техниками урегулирования конфликтов и поддержки дисциплины.
  • Знание особенностей преподавания математики. в частности, углубленного курса; Умение выделять ключевые опорные темы; Формирование целостного подхода; Знакомство с видами учебной деятельности.
  • Знание системы работы с одаренными детьми. Умение выстраивать систему внеучебной деятельности. Владение методами диагностики дефицитов и их компенсации (через листочки). Умение проектировать виды учебной деятельности. Формирование творческого подхода к образовательному пространству.
  • Знание особенностей преподавания углубленного курса. Умение выделять ключевые опорные темы. Формирование целостного подхода. Знакомство с видами учебной деятельности.
  • Формирование подходов к организации системной работы МО/кафедры. Знание основ организационной работы педагога. Умение организовывать работу групп учителей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.1. Сравнение учебников 7 классов, работа с планированием
  • 1.2. Сравнение учебников 8 классов, работа с планированием
  • 1.3. Сквозная тема "Углы" в современной школьной геометрии
  • 1.4. Сквозная тема "Треугольники" в современной школьной геометрии
  • 1.5. Сквозная тема "Окружность и круг" в современной школьной геометрии
  • 1.6. Методические приёмы при изучении
  • 1.7. Методические приёмы при повторении
  • 1.8. Проверка и оценивание
  • 1.9. Ошибки в задачах
  • 1.10. Педагогические ситуации
  • 2.1. Математика и обучение математики – особенности предмета и его преподавания в школе
  • 2.2 Особенности работы по листочкам
  • 2.3. Построение образовательного пространства для одаренных детей
  • 2.4. Повышение мотивации ребенка в различном возрасте
  • 2.5. Ключевые темы для работы в 8-11 классе – функции, группы. Иные подходы
  • 2.6. Практикоориентированные задачи различного уровня
  • 2.7. Популяризация математики
  • 2.8. Новая роль учителя в современном цифровом мире. Управление траекторией ученика
  • 2.9. Работа кафедры или методобъединения
  • 2.10. Горизонтальная карьера учителя. Ресурсы учителя
  • 2.11. Профессиональное развитие учителя
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Открытый урок
    Подготовка урока по определенной теме
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Накопительный балл
    Накопление состоит из Посещение Выполнение одного д/з Работа на занятии Бонусные баллы Посещение уроков коллег
  • неблокирующий Разработка урока или курса
    1.Методическая разработка урока Предложите собственную методическую разработку одного занятия для кружка или факультатива углубленного уровня для 8-11 классов. Не забывайте, что необходимо показать связь с темами и метатемами в ма-тематике, использовать различные формы проведения занятий ( и описать их), указать основные связи предъявленного занятия с 2. Разработка структуры программы (курса) на полугодие или год для углубленного курса или для кружка Кружок или внеурочная работа? Основная проблема – зачем нам нужен кружок или факультатив в старших классах? Выберите цель или напишите свою, расскажите, можно ли их сов-мещать • подготовка к олимпиадам уровня Всероссийской или ММО; • подготовка к обучению в вузе; • подготовка к перечневым олимпиадам • популяризация математики как науки; • расширение кругозора; • математика как инструмент для других предметов – информати-ка, экономика, физика, лингвистика, проекты, исследования • математика как самоценность • упражнение для умственной деятельности • подготовка к ГИА Исходя из выбранных целей, пожалуйста, выберите темы, которые, как Вам кажется, подходят для этих целей. Можно добавить свои це-ли. Задачи писать не надо. Цель формулируется в одно предложение или словосочетание. Замечание! Не надо составлять целиком программу на год, надо всего лишь показать, какие именно темы или метатемы Вы считаете важ-ными для своих целей. Необходимо краткое обоснование, почему Вы выбрали, необходимо 10-15 тем. В приложении – примеры различных программ, которые надо скорее рассматривать как набор возможных тем. Можно добавлять свои те-мы или методы.
  • неблокирующий Эссе
    Примерный объем – 3000-5000 символов, примерно 1,5-2 страницы А4 шрифт 12
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.3 * Контрольная работа + 0.1 * Накопительный балл + 0.3 * Открытый урок + 0.3 * Экзамен
  • 2025/2026 4th module
    0.6 * Разработка урока или курса + 0.4 * Эссе

Авторы

  • Походня Наталья Витальевна
  • Ященко Иван Валериевич