• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Научно-исследовательский семинар “Организация, подготовка и презентация социологического исследования: методология и методы”

Статус: Курс обязательный (Социология)
Когда читается: 4-й курс, 2, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчётности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 39.03.01 «Социология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Организация, подготовка и презентация социологического исследования». Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ», актуальным паспортом образовательной программы 39.03.01 «Социология» подготовки бакалавра (https://www.hse.ru/ba/soc/passport), актуальным учебным планом (https://www.hse.ru/ba/soc/learn_plans).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель курса – привить студентам устойчивые навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, научить их грамотно формулировать и излагать в письменной форме результаты социологических исследований (при этом делать это в соответствии с существующими канонами и правилами). Практическая цель курса заключается в том, чтобы помочь слушателям подготовить по итогам учебного года качественную дипломную работу и получить отличную оценку на её защите. В рамках данного курса студенты должны получить всю необходимую информацию и рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ. Курс знакомит студентов с основными правилами написания и устной презентации научно-исследовательских работ. Рассматриваются особенности таких письменных форм как учебное эссе, курсовая работа, магистерская диссертация, научная публикация. Поэтапно анализируется весь процесс создания текста, начиная от разработки материала, поиска релевантных литературных источников и заканчивая оформлением письменной работы и её устной презентацией на семинаре, конференции, защите. Особое внимание уделяется таким темам, как научный штиль, цитирование, оформление ссылок на литературные источники и оформление библиографического списка. Специальный раздел курса посвящен основным ошибкам, возникающим при написании научного текста, предлагаются возможные пути их устранения. Основными задачами данной дисциплины являются получение студентами теоретических знаний и рекомендаций, а также закрепление у них практических навыков по следующим направлениям деятельности в рамках подготовки и презентации выпускной квалификационной работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть приемами отбора релевантных и качественных публикаций
  • Знать структуру и виды библиографических описаний
  • Уметь эффективно находить литературу по теме в системах поиска
  • Знать требования к ВКР по специализации: отчетные сроки, нормативные документы
  • Знать особенности научной статьи и ВКР как научного жанра
  • Владеть навыками постановки проблемы / формулирования ключевого исследовательского вопроса
  • Владеть навыком выбора методологической парадигмы под проблему / ключевой исследовательский вопрос
  • Владеть навыком формирования методологического ядра социологического исследования
  • Владеть знаниями ролевой структуры публичной защиты
  • Владеть научным стилем аргументации
  • Владеть навыками защиты результатов исследования как открытой научной дискуссии
  • Владеть навыками рецензирования
  • Владеть навыками принятия замечаний в ходе научной дискуссии
  • Уметь предоставлять обязательные элементы количественных и качественных данных в формате научной статьи и ВКР
  • Уметь организовать работу с локальным исследовательским архивом
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ВКР как научный труд
  • Библиография научной работы
  • Формирование программы исследования
  • Представление эмпирических данных социологического исследования
  • Научная коммуникация
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Дз 2. Внешняя экспертиза постановочной части
    Цель задания - получение экспертного мнения по фрагменту своей ВКР (постановочная часть, методологическое ядро, расширенная версия).
  • неблокирующий Проект будущей ВКР по заданной структуре
    Проект будущей ВКР по заданной структуре. Проект, сданный позже срока без уважительной причины, подтвержденной документально, оценивается в 0 баллов. Вне зависимости от степени нарушения срока
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Рецензирование ВКР, ранее защищенной на кафедре, по стандарту отзыва на ВКР
  • неблокирующий ДЗ 1. Проект постановочной части ВКР
    Подготовка и устная защита проекта программы исследования, запланированного к реализации в рамках ВКР. Необходимо подготовить: 1) текст программы исследования, который выкладывается в ЛМС, и является необходимым, но не достаточным элементом: сам по себе не оценивается, однако его отсутствие приводит к автоматической оценке 0 баллов, устная защита в этой ситуации не допускается. При этом обнаружение в тексте программы исследования плагиата, а также любого объема текста, сгенерированного ИИ (в первую очередь - источники литературы (как полностью несуществующие, так и содержащие ошибки в выходных данных, а также реальные источники, которые по названию кажутся подходящими для обоснования суждений автора ВКР, но по сути им не соответствующие), а также в том числе чересчур многословный текст, избыточные, не относящиеся напрямую к структуре ответа общие и вводные слова, текст, с виду правильный, но при внимательном прочтении содержащий бессмысленные или неправильные суждения, а также текст, идентифицируемый как сгенерированный ИИ в любой системе распознавания сгенерированного текста), также автоматически приводит к оценке 0 баллов. 2) презентацию для устной защиты в режиме онлайн. Выступление без презентации не допускается. Проект программы исследования оценивается только по устной защите. Время выступления - 6 минут, превышение не допускается. Проект программы исследования должен в обязательном порядке содержать и раскрывать все нижеследующие элементы программы исследования: 1. Тема исследования (в формулировке, которая актуальна на момент сдачи задания) 2. Актуальность и проблемная ситуация (актуальность выбранной темы, контекст, в котором развивается изучаемый процесс\явление) 3. Проблема / исследовательский вопрос 4. Теоретический объект исследования и предмет исследования; 5. Эмпирический объект исследования (какой «носитель» информации), с кратким обоснованием выбора. 6. Цель исследования (что нужно сделать, чтобы решить проблему/что хотим узнать); 7. Задачи исследования (какие шаги предпринимаем для достижения цели) 8. Основные гипотезы исследования / частные ("малые") исследовательские вопросы, исследовательские предположения (должны быть обоснованы литературой) 9. Выборка и способ поиска респондентов/информантов, с кратким обоснованием выбора. 10. Предполагаемые методы сбора и анализа данных, с кратким обоснованием выбора.
  • неблокирующий Активность
    Состоит из следующих частей: 1. Посещаемость 2. Выступления по заданиям на семинарах 3. Выступления с докладами по своей ВКР (помимо обязательных)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.05 * Активность + 0.1 * Активность + 0.2 * ДЗ 1. Проект постановочной части ВКР + 0.15 * Дз 2. Внешняя экспертиза постановочной части + 0.35 * Проект будущей ВКР по заданной структуре + 0.15 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Steps to academic writing : with key, Barry, M., 2011
  • Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов, Бут, У. К., 2004
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Как собрать данные в полевом качественном исследовании / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. - 978-5-7598-2086-4 - Ваньке А. В., Полухина Е. В., Стрельникова А. В. - 2021 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/372228 - 372228 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Mastering communication, Stanton, N., 1996
  • Как люди отвечают на вопросы : применение когнитивного анализа в массовых обследованиях, Садмен, С., 2003
  • Как собрать данные в полевом качественном исследовании, Ваньке, А. В., 2020
  • Писляков В. В. - Библиометрические индикаторы - 978-5-16-010696-0 - Национальный Фонд подготовки кадров - 2014 - https://znanium.ru/catalog/product/500813 - 500813 - ZNANIUM
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000
  • Технология социологического исследования : учеб. пособие по курсу "Практикум по экономической социологии", Сусоколов, А. А., 2008

Авторы

  • Зангиева Ирина Казбековна
  • Стрельникова Анна Владимировна
  • Оберемко Олег Алексеевич
  • Воронина Наталья Дмитриевна
  • Климов Иван Александрович
  • Стребков Денис Олегович