Бакалавриат
2025/2026





Научно-исследовательский семинар “Организация, подготовка и презентация социологического исследования: методология и методы”
Статус:
Курс обязательный (Социология)
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчётности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 39.03.01 «Социология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Организация, подготовка и презентация социологического исследования». Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ», актуальным паспортом образовательной программы 39.03.01 «Социология» подготовки бакалавра (https://www.hse.ru/ba/soc/passport), актуальным учебным планом (https://www.hse.ru/ba/soc/learn_plans).
Цель освоения дисциплины
- Основная цель курса – привить студентам устойчивые навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, научить их грамотно формулировать и излагать в письменной форме результаты социологических исследований (при этом делать это в соответствии с существующими канонами и правилами). Практическая цель курса заключается в том, чтобы помочь слушателям подготовить по итогам учебного года качественную дипломную работу и получить отличную оценку на её защите. В рамках данного курса студенты должны получить всю необходимую информацию и рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ. Курс знакомит студентов с основными правилами написания и устной презентации научно-исследовательских работ. Рассматриваются особенности таких письменных форм как учебное эссе, курсовая работа, магистерская диссертация, научная публикация. Поэтапно анализируется весь процесс создания текста, начиная от разработки материала, поиска релевантных литературных источников и заканчивая оформлением письменной работы и её устной презентацией на семинаре, конференции, защите. Особое внимание уделяется таким темам, как научный штиль, цитирование, оформление ссылок на литературные источники и оформление библиографического списка. Специальный раздел курса посвящен основным ошибкам, возникающим при написании научного текста, предлагаются возможные пути их устранения. Основными задачами данной дисциплины являются получение студентами теоретических знаний и рекомендаций, а также закрепление у них практических навыков по следующим направлениям деятельности в рамках подготовки и презентации выпускной квалификационной работы.
Планируемые результаты обучения
- Владеть приемами отбора релевантных и качественных публикаций
- Знать структуру и виды библиографических описаний
- Уметь эффективно находить литературу по теме в системах поиска
- Знать требования к ВКР по специализации: отчетные сроки, нормативные документы
- Знать особенности научной статьи и ВКР как научного жанра
- Владеть навыками постановки проблемы / формулирования ключевого исследовательского вопроса
- Владеть навыком выбора методологической парадигмы под проблему / ключевой исследовательский вопрос
- Владеть навыком формирования методологического ядра социологического исследования
- Владеть знаниями ролевой структуры публичной защиты
- Владеть научным стилем аргументации
- Владеть навыками защиты результатов исследования как открытой научной дискуссии
- Владеть навыками рецензирования
- Владеть навыками принятия замечаний в ходе научной дискуссии
- Уметь предоставлять обязательные элементы количественных и качественных данных в формате научной статьи и ВКР
- Уметь организовать работу с локальным исследовательским архивом
Содержание учебной дисциплины
- ВКР как научный труд
- Библиография научной работы
- Формирование программы исследования
- Представление эмпирических данных социологического исследования
- Научная коммуникация
Элементы контроля
- Дз 2. Внешняя экспертиза постановочной частиЦель задания - получение экспертного мнения по фрагменту своей ВКР (постановочная часть, методологическое ядро, расширенная версия).
- Проект будущей ВКР по заданной структуреПроект будущей ВКР по заданной структуре. Проект, сданный позже срока без уважительной причины, подтвержденной документально, оценивается в 0 баллов. Вне зависимости от степени нарушения срока
- Самостоятельная работаРецензирование ВКР, ранее защищенной на кафедре, по стандарту отзыва на ВКР
- ДЗ 1. Проект постановочной части ВКРПодготовка и устная защита проекта программы исследования, запланированного к реализации в рамках ВКР. Необходимо подготовить: 1) текст программы исследования, который выкладывается в ЛМС, и является необходимым, но не достаточным элементом: сам по себе не оценивается, однако его отсутствие приводит к автоматической оценке 0 баллов, устная защита в этой ситуации не допускается. При этом обнаружение в тексте программы исследования плагиата, а также любого объема текста, сгенерированного ИИ (в первую очередь - источники литературы (как полностью несуществующие, так и содержащие ошибки в выходных данных, а также реальные источники, которые по названию кажутся подходящими для обоснования суждений автора ВКР, но по сути им не соответствующие), а также в том числе чересчур многословный текст, избыточные, не относящиеся напрямую к структуре ответа общие и вводные слова, текст, с виду правильный, но при внимательном прочтении содержащий бессмысленные или неправильные суждения, а также текст, идентифицируемый как сгенерированный ИИ в любой системе распознавания сгенерированного текста), также автоматически приводит к оценке 0 баллов. 2) презентацию для устной защиты в режиме онлайн. Выступление без презентации не допускается. Проект программы исследования оценивается только по устной защите. Время выступления - 6 минут, превышение не допускается. Проект программы исследования должен в обязательном порядке содержать и раскрывать все нижеследующие элементы программы исследования: 1. Тема исследования (в формулировке, которая актуальна на момент сдачи задания) 2. Актуальность и проблемная ситуация (актуальность выбранной темы, контекст, в котором развивается изучаемый процесс\явление) 3. Проблема / исследовательский вопрос 4. Теоретический объект исследования и предмет исследования; 5. Эмпирический объект исследования (какой «носитель» информации), с кратким обоснованием выбора. 6. Цель исследования (что нужно сделать, чтобы решить проблему/что хотим узнать); 7. Задачи исследования (какие шаги предпринимаем для достижения цели) 8. Основные гипотезы исследования / частные ("малые") исследовательские вопросы, исследовательские предположения (должны быть обоснованы литературой) 9. Выборка и способ поиска респондентов/информантов, с кратким обоснованием выбора. 10. Предполагаемые методы сбора и анализа данных, с кратким обоснованием выбора.
- АктивностьСостоит из следующих частей: 1. Посещаемость 2. Выступления по заданиям на семинарах 3. Выступления с докладами по своей ВКР (помимо обязательных)
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.05 * Активность + 0.1 * Активность + 0.2 * ДЗ 1. Проект постановочной части ВКР + 0.15 * Дз 2. Внешняя экспертиза постановочной части + 0.35 * Проект будущей ВКР по заданной структуре + 0.15 * Самостоятельная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Steps to academic writing : with key, Barry, M., 2011
- Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов, Бут, У. К., 2004
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
- Как собрать данные в полевом качественном исследовании / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. - 978-5-7598-2086-4 - Ваньке А. В., Полухина Е. В., Стрельникова А. В. - 2021 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/372228 - 372228 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- Mastering communication, Stanton, N., 1996
- Как люди отвечают на вопросы : применение когнитивного анализа в массовых обследованиях, Садмен, С., 2003
- Как собрать данные в полевом качественном исследовании, Ваньке, А. В., 2020
- Писляков В. В. - Библиометрические индикаторы - 978-5-16-010696-0 - Национальный Фонд подготовки кадров - 2014 - https://znanium.ru/catalog/product/500813 - 500813 - ZNANIUM
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000
- Технология социологического исследования : учеб. пособие по курсу "Практикум по экономической социологии", Сусоколов, А. А., 2008